Спикеры рассказали о том, как судей привлекают к дисциплинарной ответственности.
Решение об этом принимает Судебное жюри, которое с 2019 года действует при ВСС как самостоятельный институт.
В состав дисциплинарного органа входят как судьи, так и представители общественности.
Судьи могут быть привлечены к дисциплинарной ответственности за грубое нарушение законности при отправлении правосудия и нарушение судейской этики.
На сегодняшний день механизм рассмотрения дисциплинарной ответственности судьи за грубое нарушение законности выглядит следующим образом:
В случае отказа пленарного заседания в передаче материалов в Судебное жюри, вопрос о дисциплинарной ответственности судьи не может быть рассмотрен Судебным жюри по своей инициативе.
По данным спикеров, с мая 2019 по октябрь 2022 года Судебное жюри рассмотрело 349 дисциплинарных дел, из которых 244 завершены наложением дисциплинарных взысканий.
34 судей освободили от должностей за нарушение судейской этики и грубые нарушения законности при отправлении правосудия, из них в 2019 году – 12, в 2020 году – 12, в 2021 году – 2, за 9 месяцев 2022 года – 8. По 105 фактам дела прекратили в связи с отсутствием в действиях судей состава дисциплинарного проступка, истечением сроков, а также ввиду малозначительности проступка и по иным основаниям, – СЦК
Судебное жюри не является судебной инстанцией и не осуществляет пересмотр судебных актов. Кроме того, жюри не инициирует проверки самостоятельно.
Одной из главных законодательных поправок явилось увеличение сроков давности привлечения судей к дисциплинарной ответственности – с одного года до двух лет со дня совершения проступка и с трех месяцев до одного года со дня обнаружения проступка.
Такой подход предложен на основе анализа международного опыта и судебной практики пересмотра судебных дел в кассационном порядке и позволит исключить уход от ответственности судей по формальным основаниям.
Прорабатывается механизм проверки Судебным жюри каждого отмененного или измененного судебного акта, при вынесении которого судьей допущено грубое нарушение законности.