– Административный процедурно-процессуальный кодекс был принят в 2020 году и с этого периода был выделен целый год, чтобы АППК разъяснили не только судам и госорганам, но и обществу. Достаточна ли сегодня информированность населения в вашем регионе?
– Действительно, до вступления АППК в законную силу судами, в том числе Верховным судом, велась активная популяризация административного судопроизводства, обновленных норм административных процедур. К введению института административной юстиции мы шли более 10 лет, и АППК вобрал в себя наилучшие свойства по позиции эффективности защиты конституционных прав граждан в публично–правовых спорах.
С 2020 года местными судами и по настоящее время продолжается информативно-разъяснительная работа по нормам АППК. Нами впервые начаты интервью–транслирование судьями, которые освещали основополагающие принципы и правовые проблемы в рамках АППК, основные споры. Увеличены онлайн-трансляции в формате «вопросы–ответы», что указывает о вовлеченности населения в публично–правовые вопросы. По региону на телевидении было 18 интервью, публикаций в социальных сетях и СМИ.
– Какое влияние подписанный кодекс смог оказать на повышение качества защиты прав и свобод граждан?
– За два года работы с АППК можно с уверенностью сказать о непосредственном его влиянии не только на деятельность государственных структур, но и на улучшение качества оказания государственных услуг гражданам.
К примеру, в суд с иском обратилась многодетная мама по вопросу незаконного снятия с очереди на получение жилья. Спор заключался в том, что семья в качестве многодетной состояла в очереди нуждающихся в жилье с 2016 года. Но в 2019 году на многодетную мать было зарегистрировано жилье. Соответственно, адморган, указав, что отпали основания для предоставления жилья, снял с очереди многодетную семью. Вместе с тем, адморганом не были учтены обстоятельства того, что жилье, полученное в дар, было в аварийном состоянии и не отвечало строительным, санитарным нормам. Более того, с очереди нуждающихся в жилье не могут быть сняты многодетные матери, награжденные орденом «Күміс алқа». Суд встал на защиту интересов истца, она была восстановлена в очереди.
Также нередки случаи, когда местными судами были защищены права сирот, оставшихся без попечения родителей, социальные права лиц с ограниченными возможностями, где судом восстановлены их права на получение социальных пособий.
– Как ранее разрешались споры между гражданином и госорганом. И почему в большинстве случаев выигрывал госорган?
– Сейчас официальная статистика подтверждает увеличение административных исков. Процент удовлетворяемости исков составляет 73%, однако раньше этот показатель был равен 15%. Категория споров та же. В частности земельные, жилищные, налоговые споры, оспаривание действий судебных исполнителей.
Следует отметить, что ранее при рассмотрении таких споров судьи не могли высказывать свое предварительное мнение по тому или иному спору, оказывать содействие в формулировании требований, объяснять о возможности восстановления пропущенного срока, стороны не имели возможности примириться. Данные обстоятельства вели к отказу в удовлетворении требований.
Нормами АППК устранены вышеуказанные факторы, принцип активной роли суда предопределяет действия судьи в защите прав и законных интересов граждан. Отмечу, что новые споры возникают и в сфере оказания госуслуг. Например, к ЦОНам, административной полиции, миграционной службе и в архитектурно–градостроительной деятельности.
– Судебная коллегия по административным делам ВС провела анализ отправления правосудия судами республики за первый год работы АППК. Каковы его результаты?
– По анализу Верховного суда, с введением АППК в суды республики поступило 27 629 исков, за год работы адмсудами окончено 24 613 дел или 89%. С вынесением решения – 8 559 дел, возвращено – 11 805 исков, из них ввиду отзыва иска – 5 399. Примирились по 3 413 делам или 14%.
Чаще всего оспорены действия судебных исполнителей – 9 140 исков или 33%, земельные споры составляют 4 046 дел или 15%, налоговые споры – 2403 дел или 9%. Увеличилось количество исков в сфере госзакупок – 2 046 или 7%. Жилищные споры возникли по 1 581 делам или 6%.
– Можете озвучить примеры по основным категориям споров?
– Из наиболее часто обжалуемых действий ЧСИ следует выделить споры по реализации арестованного имущества, определению задолженности по алиментам, взысканию оплаты деятельности ЧСИ и определения их размеров. Налоговые споры касаются оспаривания уведомлений камерального контроля и налоговых приказов в отношении граждан.
Как указано выше, увеличились споры в сфере государственных закупок. К примеру, потенциальный поставщик своевременно не подписал посредством веб–портала договор о государственных закупках, такой потенциальный поставщик решением уполномоченного органа автоматически включается в реестр недобросовестных участников государственных закупок.
Как показывает судебная практика, по рассмотрению данной категории дел, истцы зачастую приводят доводы по несвоевременности проставления ЭЦП в договоре по объективным причинам (истечение срока ЭЦП, по болезни поставщиков – индивидуальных предпринимателей, технических неполадок или сбоя в системе сайта госзакупок и так далее). В результате суд, признавая такие доводы обоснованными, отменял приказы Комитета казначейства. Количество удовлетворенных исков по данной категории значительно.
– Насколько часто происходит примирение?
– В административном судопроизводстве стороны на основании взаимных уступок могут полностью или частично окончить административное дело путем заключения соглашения о примирении, медиации или об урегулировании спора в порядке партисипативной процедуры на всех стадиях административного процесса до удаления суда для вынесения решения.
Урегулировать спор можно также мирным путем в апелляционной и кассационной инстанциях. Примирение сторон допускается при наличии у ответчика административного усмотрения. Мирное урегулирование спора достигается в пределах 13-15%, действительно данный показатель незначителен. Но следует учесть то, что истцами зачастую отзываются иски ввиду самостоятельного устранения нарушения ответчиками по предъявленным требованиям. К примеру, из 309 возвращенных исков в СМАС Атырау за 1 квартал 2023 года, 160 исков или 51,8% было отозвано истцами.
Тем самым, в большинстве случаев ответчик разрешил самостоятельно проблему истца, по итогам проведенных судом предварительных слушаний по делу и реализации указанных выше принципов АППК.
– Что, на ваш взгляд, необходимо улучшить и принять во внимание, как гражданам и бизнесу, так и госорганам?
– Государственным органам следует искоренять принцип «обжалования в кассации». Процессуальные нормы предусматривают обязательное согласование апелляционных и кассационных жалоб вышестоящим органом. Практика рассмотрения определенных категорий дел в настоящее время налажена. Верховным судом на регулярной основе предоставляются информации, краткие обзоры, анализы по отдельным видам споров, что дает возможность знать результат рассмотрения аналогичных дел и местными судами.
Административным органам также следует исключить формальное рассмотрение обращений. В марте 2023 года внедрено изменение в АППК, которым предусмотрено предоставление обоснованной позиции руководителя вышестоящего органа, что должно повысить роль института досудебного урегулирования и вовлеченность в спор не только самого адморгана, но его вышестоящего органа.
Прекратить судиться с другими государственными органами и налаживать работу во внутренней адмпроцедуре. Представителям бизнес–структур желательно свести к минимуму возникновение споров, где затрагиваются их имущественные интересы по незначительным суммам.
К примеру, нередки случаи возникновения спора по оплате труда работнику, где вовлечен госинспектор. Итоговая сумма таких споров в пределах 50–60 тыс. тенге, однако работодатель на принципиальной основе начинает судиться не только с работником, но и с адморганом.
Гражданам следует проявлять честность и добропорядочность в осуществлении своих прав. Как правило, недобросовестность участника адмпроцедуры является основанием для отказа в защите прав. Такие обстоятельства возникают, когда должники, не желая исполнять судебные акты, предъявляют необоснованные иски на действия ЧСИ, тем самым затягивают своевременное исполнение исполнительных документов, что приводит к нарушению прав другой стороны – взыскателя.