Алексей Гладилин: Суд напомнил авиакомпании о том, что она «гостеприимная и эффективная»

3 февраля 2023 г. 9:02
Алан Марат
фото: Facebook
Случай из практики. Авиакомпания отказала пассажиру в перевозке и обвинила в административном правонарушении (мелкое хулиганство), составила акты об отказе в перевозке и о передаче деструктивного (именно так!) пассажира ОВД, указав причинами «запах алкоголя» и «невнятная речь».
Читать на сайте prosud.kz

Медицинское освидетельствование признаки опьянения не выявило, специализированный межрайонный суд по административным правонарушениям города Астана дело прекратил за отсутствием состава.

Получилось, что авиакомпания необоснованно сняла пассажира с рейса, обвинила в административном правонарушении, пассажир был доставлен в линейный отдел полиции, давал объяснения, проходил медицинское освидетельствование, 12 часов добирался до Астаны на такси (≈1 тыс. км), переживал из-за участия в суде по административным правонарушениям, все это сказалось на здоровье.

Пассажир предложил компенсировать моральный вред, но авиакомпания на претензию не ответила. На примирительной процедуре авиакомпания предложила ваучер на 50 тыс. тенге с условием, что она себя виноватой не считает, пассажир от щедрого предложения отказался.

В суде авиакомпания утверждала, что пассажир совершал действия «опасные для окружающих» и «угрожающие безопасности полета», но относимых, допустимых и достоверных доказательств суду не представил. Суд первой инстанции иск удовлетворил частично – правильно пришел к выводу, что авиакомпания причинила моральный вред, в результате чего пассажир испытал нравственные страдания, но взыскал только 150 тыс. тенге.

Пассажир с размером компенсации не согласился и подал апелляционную жалобу. Мы в том числе обратили внимание на то, что суд не принял во внимание имущественное положение лица, несущего ответственность за причиненный моральный вред. Из финансовой отчетности (имеется в открытом доступе) следовало, что чистая прибыль авиакомпании, т.е. за вычетом всех расходов, за 9 месяцев 2022 составила 27 608 959 000 тенге, суд взыскал 0,000543301904% или другими словами – за 2 минуты деятельности.

Будучи мерой ответственности за совершенное противоправное деяние и его последствия, взысканная сумма настолько несоизмерима мала, что авиакомпании выгоднее продолжать нарушать права пассажиров, чем соблюдать их.

Апелляционная инстанция согласилась с тем, что суд неправильно установил степень ответственности за допущенное нарушение и увеличила сумму компенсации до 500 тыс. тенге. Пассажир с этим решением согласился.

Мне понравились доводы коллегии, изложенные в постановлении:

«Авиакомпания является крупным авиаперевозчиком в стране, позиционирующим себя с надежной авиакомпанией в регионе с превосходным качеством обслуживания клиентов.

Акционерным обществом публично на официальном сайте компании заявлено: Миссия компании создание одной из лучших авиакомпаний в мире. Ценности компании определены как гостеприимность, эффективность и доверие. Гостеприимность заключается в том, что компания встречает каждого клиента как гостя. Проявляют теплоту, дружелюбие, такт и всегда готовы прийти на помощь.

По обстоятельствам настоящего дела, достоверно установлено, что сотрудниками авиакомпании в правоотношениях с истцом нарушены указанные принципы».

 

Алексей Гладилин, 

юридический консультант