Антикор совместно с Министерством туризма и спорта провел внешний анализ коррупционных рисков в сфере финансирования спорта, в результате которого установлены коррупционные риски, способствующие нерациональным тратам и хищению государственных средств, сообщает prosud.kz.
На центральном уровне внешний анализ проводился в деятельности Министерства туризма и спорта, на региональном уровне в областных управлениях спорта и физической культуры.
С 2018 года бюджет спортивной отрасли вырос в два раза и составил 1,4 трлн тенге. На следующие три года запланировано выделение еще 1,3 трлн тенге.
Несмотря на значительное финансирование, Казахстан продолжает занимать низкие позиции в олимпийских медальных зачетах и Всемирном спортивном рейтинге, а также признан одной из коррумпированных стран по количеству подозрительных матчей (четвертое место в антирейтинге международной организации Sportradar), — пресс-служба Антикора
Как показал анализ, текущему положению способствует ряд факторов, приводящих к неэффективному расходованию госсредств:
В результате, внушительные средства, выделяемые на развитие спорта, не доходят до целей и Казахстан значительно отстает по спортивной инфраструктуре от соседних стран (не соответствующие требованиям UEFA и FIFA стадионы, не отремонтированные залы ДЮСШ и т. д.).
Как показал анализ, причинами сложившейся ситуации являются «размытые» ориентиры, несовершенство правовой базы, неэффективное и непрозрачное финансирование, а также отсутствие ответственности за злоупотребления в спорте.
По итогам анализа, Министерству туризма и спорта предложен комплекс правовых и организационных мер по совершенствованию сферы финансирования спорта, реализация которых требует консолидации уполномоченных государственных органов, а также предполагает внесение соответствующих поправок в законодательство, — пресс-служба Антикора
В числе предлагаемых рекомендаций: установление приоритетов развития спорта; ограничение бюджета профклубов и федераций в зависимости от эффективности и конкретных результатов; обеспечение общественного контроля всех выделяемых средств, в т. ч. UEFA и FIFA; централизация финансирования спорта; ратификация международных стандартов об ответственности за злоупотребления в спорте; исключение оснований для закупа из одного источника (при закупе товаров, работ и услуг из одного источника под предлогом срочности соревнований); ограничение передачи рентабельных объектов в доверительное управление и на приватизацию; создание открытой единой цифровой платформы с обеспечением прозрачности расходования средств.
Исполнение рекомендаций находится на контроле.