– В чем разница между Конституционным советом, который функционировал ранее, и вновь созданным Конституционным судом?
– Главное отличие Конституционного суда от Конституционного совета состоит в наличии прямого доступа граждан к Конституционному суду.
То есть, в Конституционном совете, который у нас функционировал в течение почти 27 лет, граждане не могли напрямую обращаться в этот орган и оспаривать конституционность законов и иных нормативных актов, которые затрагивают их права и свободы, закрепленные в Конституции. Теперь они эту возможность получили.
– Какими полномочиями обладает Конституционный суд?
– Конституционный суд получил все полномочия Конституционного совета. Это рассмотрение правильности проведения выборов президента и депутатов парламента, дача официального толкования норм Конституции, рассмотрение на соответствие Конституции принятых парламентом законов до их подписания президентом, международных договоров – на соответствие Конституции до их ратификации, рассмотрение конституционности постановлений парламента и его палат, рассмотрение обращений судов о проверке конституционности законов и иных нормативных актов, ущемляющих конституционное право граждан.
Конституционной реформой прошлого года в число субъектов обращения в Конституционный суд дополнительно включены Уполномоченный по правам человека, генеральный прокурор и граждане. Теперь действующие на практике законы и иные нормативные правовые акты могут оспариваться по обращениям указанных лиц.
– Является ли институт Конституционного суда судебным органом?
– Международный опыт показывает, что в европейских странах конституционные суды не входят в судебную систему – они являются независимым государственным органом, который стоит вне ветвей государственной власти, относится к так называемой системе «сдержек и противовесов».
Исторически данный институт появился в 1803 году в США, когда Верховный суд данной страны впервые признал закон Конгресса противоречащим Конституции. Таким образом, за решениями всех ветвей власти может следить Конституционный суд, рассматривая их акты на предмет соответствия Конституции.
Если взять страны СНГ, то конституционные суды входят в судебную систему, находятся на ее вершине. Однако это чисто институциональный статус, функционально их полномочия четко разграничены: Конституционные суды не ревизируют, не пересматривают решения судов общей юрисдикции. В Казахстане Конституционный суд, вновь созданный, не является частью судебной системы, не относится к судам общей юрисдикции.
– Опыт каких стран мира был изучен при создании этого правового института?
– Конституционные суды действуют более чем в 70 странах. Естественно, при проведении конституционной реформы, определении положений одноименного раздела в Конституции, последующем при разработке Конституционного закона «О Конституционном суде» опыт всех этих стран анализировался.
В частности, первый Конституционный суд Европы, который был создан в 1920 году в Австрии, это все конституционные суды стран СНГ, Восточной и Западной Европы, Латинской Америки, Африки, азиатских стран. Конституционный совет являлся членом Всемирной конференции по конституционному правосудию.
Большую работу в этой сфере проводит Венецианская комиссия Совета Европы, в распоряжении которой имеются специальные доклады по моделям этих органов. Как показывает опыт, в большинстве стран граждане могут обращаться в конституционные суды после исчерпания всех других средств правовой защиты. Поэтому обращение в конституционные суды является дополнительным инструментом защиты своих прав, когда другими средствами защитить их не удалось.
– С какими обращениями обращались граждане с момента начала работы Конституционного суда?
– За более чем одну неделю в Конституционный суд поступило более 350 обращений. Анализ показывает, что они относятся к предмету регулирования разных отраслей права. Большинство граждан направляют обращения о несогласии с конкретными судебными решениями по уголовным, гражданским, административным делам.
Они оспаривают примененные к ним наказания, их размер, решение об отказе на условно-досрочное освобождение, отказы в исках, возмещение морального вреда, размеры государственной пошлины и т.д. Конституционный суд не имеет полномочий по даче правовой оценки решений судов.
Конституционный суд может рассматривать на соответствие Конституции законы, иные нормативные акты, на основе и с применением которых были вынесены эти судебные решения. Поэтому здесь необходимо четко понимать, что, обращаясь в Конституционный суд, гражданин может требовать проверки конституционности только закона и иного нормативного правового акта, а не судебного решения, на основе которого оно было вынесено.
– Кто и при каких условиях сможет обратиться в Конституционный суд?
– Порядок и условия обращения граждан в Конституционный суд установлены статей 45 Конституционного закона «О Конституционном Суде».
Они могут оспаривать в Конституционном Суде законы и иные нормативные правовые акты, непосредственно затрагивающие их права и свободы. Условия следующие.
Первое: этот нормативный правовой акт должен затрагивать права конретного человека, в конкретной жизненной ситуации. С примением этого закона должно быть вынесено решение суда, которое вступило в законную силу.
Следующее условие: обращение необходимо подать в срок не позднее одного года после принятия судебного решения по данному делу. Такой пресекательный срок установлен в Конституционном законе.
Из этих общих условий имеются исключения. Если норма закона является категоричной, она не допускает различные варианты толкования этого закона, прямо предписывает совершение гражданином конкретных действий, тогда гражданин может обратиться в Конституционный суд без предварительного обращения в судебные органы.
– Что такое конституционное производство? О процедурах и правилах обращения граждан в Конституционный суд
– Конституционное производство – это процесс рассмотрения обращения Конституционным судом. Оно имеет несколько стадий.
Первая стадия – это предварительное рассмотрение обращения Аппаратом Конституционного суда. На этой стадии Аппарат проверяет соответствие обращения требованиям, предъявляемым к форме и содержанию. Они предусмотрены в Законе.
Обращения в Конституционный суд подаются в письменной или электронной форме. Во всем мире констититуционные суды работают по такой схеме. К обращениям предъявляются определенные требования. Наряду с наименованием Конституционного суда, реквизитами обращающегося лица должны быть четко указаны, какие законы, какие статьи, пункты, части, нормы гражданин оспаривает. Какие конституционные права данного гражданина, закрепленные в Конституции, на его взгляд, ущемляются при применении данного нормативного правового акта. Конечно, мы не предъявляем жестких требований к аргументации граждан. Однако мы уже видим обращения, которые составлены на разных уровнях. Есть обращения, в которых приводятся очень серьезные аргументы, юридические доводы, доказательства.
А есть обращения, в которых не то что доказательства, а даже просто название закона указано. Какой статье Конституции противоречит, почему, насчет этого каких-либо сведений не содержится. А закон содержит более сотни статей. И мы не можем четко понять, что хочет гражданин, какую конкретную норму он оспаривает и почему. Поэтому мы просим внимательно посмотреть требования, которые предъявляются к обращениям, и постараться составить их в соответствии с ними.
Сейчас на сайте Конституционного суда размещена памятка по обращению граждан в Конституционный суд. Мы разработали примерный образец обращения гражданина в Конституционный суд, с использованием которого можно составить свое обращение.
– В каких случаях Конституционный суд не рассматривает обращения граждан?
– Обращения, ряд из которых не составлен в соответствии с требованиями, предъявляемыми Конституционным законом. Такие обращения согласно Конституционному закону возвращаются заявителям. В ответах гражданам детально разъясняются, какие ошибки они допустили.
К примеру, многие граждане оспаривают судебные решения по уголовным делам, требуют принять новый приговор, пересмотреть решение суда, снизить срок наказания и т.д. Такие вопросы не входят в компетенцию Конституционного суда. В таких случаях, разъясняя соответствующие положения Уголовно-процессуального кодекса, им объясняется, что они должны с этими вопросами обращаться в суды общей юрисдикции.
– В какой форме принимается итоговое решение Конституционного суда по обращению гражданина? Как Вы уведомляете граждан?
– Итоговые решения Конституционного суда по обращениям граждан принимаются в виде нормативных постановлений. Они являются источником действующего права страны.
Согласно Конституционному закону Конституционный суд может принять три вида таких нормативных постановлений.
Первое: это признать законным иной нормативный акт соответствующим Конституции. И, наоборот, – второй вид – не соответствующим Конституции. И третий – это признать закон соответствующим Конституции в данном Конституционном судом истолковании.
То есть по сути Конституционный суд имеет право дать толкование рассматриваемому закону и разъяснить его, если закон понимать таким образом и применять, то тогда он будет соответствовать Конституции. О принятом решении Конституционный суд обязательно уведомляет гражданина и источник опубликования данного решения.
Решения Конституционного суда публикуются в газетах «Егемен Қазақстан» и «Казахстанская правда», на сайте Конституционного суда, в Единой системе правовой информации, а также по просьбе гражданина Конституционный суд может дать заверенную копию данного решения.