В своем послании народу Казахстана «Конструктивный общественный диалог – основа стабильности и процветания Казахстана» Касым-Жомарт Токаев, указывая, что ключевым фактором усиления защиты прав граждан и их безопасности являются глубокие реформы судебной системы, ставит перед нею ряд конкретных задач. Одной из задач является внедрение административной юстиции.
С 1 июля 2021 года в стране ввели в действие Административный процедурно-процессуальный кодекс и начали свою деятельность специализированные административные суды.
С учетом современных реалий каждый из граждан Казахстана ежедневно вступает в публично правовые отношения с государственными органами либо иными органами, наделенные властными полномочиями. Все споры, связанные с реализацией властных полномочий административными органами, в настоящее время рассматриваются специализированными административными судами.
Если говорить об административном судопроизводстве, то это процедура рассмотрения споров, возникших в рамках публично-правовых отношении – между физическими и юридическими лицами против тех, кто в отношении них наделен распорядительной функцией, властью.
В данном противостоянии именно граждане и юридические лица являются уязвимой стороной. Компенсировать это неравенство является основной концепцией АППК, через создание действенных инструментов судебной защиты для сбалансированного регулирования административных процедур и публично-правовых споров.
Суды действуют по абсолютно новым принципам. Одним из главных новшеств является принцип активной роли суда. Судье представлена возможность быть активным и говорящим во время рассмотрения дела – помогать истцу в формулировании исковых требований, высказывать свое предварительное правовое мнение, самостоятельно привлекать надлежащего ответчика, по собственной инициативе собирать дополнительные доказательства и другие, – Бауыржан Альжанов
Иски к административным органам рассматриваются на основе принципа «Презумпция виновности государственного органа» – не заявитель, а административный орган должен доказывать суду обоснованность своего решения.
В административном процессе теперь по публично-правовым спорам предусмотрены примирительные процедуры. Активная реализация примирительных процедур в новом суде позволила снизить конфликтность в обществе, повысить уровень доверия к государственным органам, быстро разрешить спор и защитить интересы граждан.
С момента образования, суд ведет работу по установлению устойчивой судебной практики рассмотрения административных дел, обеспечению стабильного качества отправления правосудия и ее оперативности.
Определенные результаты уже есть. С момента образования в административный суд Акмолинской области поступил 1 561 иск.
Наибольшее количество исков поступило на:
Удовлетворяемость исков с учетом медиации составило более 66%, при этом 15% споров разрешены через примирительные процедуры.
По итогам рассмотрения споров суд вынес 125 частных определений. Наибольшее количество нарушений законности выявили в деятельности местных исполнительных органов в сфере земельного и жилищного законодательства, а также судебных исполнителей.
Суд наложил 61 меру процессуального принуждения в виде денежного взыскания на сумму 2 723 835 тенге. Наибольшее количество денежных взысканий наложили на акимов различных уровней, руководителей отделов и управлении акиматов различных уровней и судебных исполнителей, – Бауыржан Альжанов
Председатель специализированного межрайонного административного суда Акмолинской области Бауыржан Альжанов