В программе «Интервью с Кривошеевым» на телеканале «Хабар» о развитии и реформах казахстанской судебной системы побеседовали председатель судебной коллегии по уголовным делам ВС РК Абдрашид Жукенов, председатель судебной коллегии по гражданским делам ВС РК Нурсерик Шарипов, председатель судебной коллегии по административным делам ВС РК Аслан Тукиев и заместитель руководителя департамента по обеспечению деятельности судов при ВС РК Елдос Жумаксанов.
Отвечая на вопрос о давлении, которое сотрудники силовых структур могут оказывать на представителей судейского корпуса, глава коллегии по уголовным делам Абдрашид Жукенов отметил, что судьи должны быть независимыми, подчиняться закону и выносить решения лишь согласно ему. Когда возникает давление – независимость теряется.
Мы с судьями обсуждаем, они говорят: мы боимся, потому что нас могут прослушать. У нас 2,5 тыс. судей из них 53% – женщины. В основном, от них это исходит, они боятся, что имеются эти данные. Это СОРМ (специальные оперативно-розыскные мероприятия), могут что угодно записать – что творится в семье, на работе. И этими записями могут шантажировать. Это редкие случаи, но это возможно, реалии дают такую возможность, – председатель судебной коллегии по уголовным делам ВС РК Абдрашид Жукенов
Представитель Верховного суда отметил, что в большинстве развитых стран никаких оперативных мер в отношении судей невозможно применить до возбуждения конкретного дела.
Это только в постсоветском пространстве у нас получилось так, что санкции на СОРМ может давать прокурор области, даже не генеральный прокурор. Наши соседи – Армения, Россия, Азербайджан, Украина – у них такую санкцию дает коллегия судей или жюри. У нас же дает прокурор области и это серьезный рычаг давления на судей, – председатель судебной коллегии по уголовным делам ВС РК Абдрашид Жукенов
Руководитель коллегии по гражданским делам Нурсерик Шарипов также подтвердил, что зависимость судей от силовиков имеет место быть. О мероприятиях, санкционированных областным прокурором, высшее руководство в лице Генеральной прокуратуры может быть даже и не в курсе, а их могут использовать в качестве рычагов давления на судей.
Спецмероприятия касаются не только служебной деятельности судьи, они охватывают его частную жизнь, его семью. Все находимся в обществе, все судьи у нас в определенном возрасте, ценз выдерживается. У них есть семья, дети, родственники, их работа, их круг общения. Все это фиксируется и может быть использовано, иногда и используется вопреки интересам правосудия, – председатель судебной коллегии по гражданским делам ВС РК Нурсерик Шарипов
Глава коллегии по административным делам Аслан Тукиев напомнил, что в 2014-м году, когда принимался Уголовно-процессуальный кодекс, предполагалось, что законодательство об оперативно-розыскной деятельности пойдет на утрату, но этого не произошло.
По моему личному мнению, законодательство об ОРД – рудимент советского права, от которого нам надо отходить, коль скоро мы от возбуждения отказались, перешли в регистрацию сквозную. Это точно неправильно, – председатель судебной коллегии по административным делам ВС РК Аслан Тукиев
Представители Верховного суда сошлись во мнении, что санкции на проведение СОРМ в отношении судей должны давать исключительно сами судьи. Такие полномочия можно передать Судебному совету, либо Судебному жюри.