Корреспондент «Юридической газеты» побеседовал с председателем Северо-Казахстанского областного суда Ерболом Жангазиным о проблемах и чаяниях казахстанских судей.
– Ербол Амиргалиевич, расскажите, пожалуйста, как Вы пришли на путь правосудия?
– Мои родители были простыми сельскими тружениками, поэтому свою трудовую деятельность я начал сразу после окончания средней школы с простого рабочего овцеводческого совхоза Восточно-Казахстанской области. После службы в рядах Советской армии поступил на юридический факультет Казахского государственного университета, который успешно закончил в 1987 году.
Можно сказать, что моя трудовая деятельность в сфере юриспруденции началась с момента получения профильного образования: от рядового юрисконсульта, следователя прокуратуры, помощника районного прокурора до прокурора Генеральной прокуратуры РК. В 1995 году был избран членом Алматинского городского суда, а в следующем году назначен судьей этого же суда, в котором проработал вплоть до 2013 года. С тех пор моя судьба неразрывно связана с правосудием.
С высоты прожитых лет могу смело сказать, что судьба связала меня с правосудием по причине моей натуры, всегда ищущей справедливости в любых вопросах. Даже в детстве, при разного рода стычках среди сверстников, всегда жалел и принимал слабую сторону, иногда в ущерб собственным интересам. Наверное, эта годами выпестованная черта характера помогает мне управлять большими коллективами, не выделяя среди коллег своих «любимчиков» и выдерживая паритет в человеческих взаимоотношениях.
Вспоминается еще один случай из далекого прошлого, когда я, по сути случайно, оказался участником открытого судебного процесса по уголовному делу о хищении государственного имущества. Процесс был громким и, поэтому в профилактических целях, было решено сделать его показательным с привлечением максимального количества сельчан. Меня тогда поразила сама атмосфера судебного процесса, которым степенно и умело управлял председательствующий. Его четкая дикция, безукоризненный такт в отношении участников процесса, грамотное управление аудиторией до сих пор служат мне незабываемым уроком. И мне тогда сильно захотелось быть похожим на него. Позднее я узнал о своем кумире. Это был Аждар Каримович Шарипов, ветеран войны, 11 лет он возглавлял Курчумский народный суд Восточно-Казахстанской области. В 2015 году его не стало…. Думаю, что подобные жизненные ситуации и удачное стечение обстоятельств в конце концов и позволили мне связать судьбу с правосудием.
– Что представляет из себя сегодня областной суд СКО, какова его структура?
– В декабре 2021 года мне выпала честь возглавить Северо-Казахстанский областной суд. Это замечательный коллектив судей профессионалов и работников суда. Областной суд состоит из председателя областного суда, председателей судебных коллегий и 19 судей, а также аппарата суда (59 специалистов).
Для пересмотра дел в апелляционном порядке функционируют три судебных коллегии – по гражданским, уголовным и административным делам. Отмечу, что дела по административным правонарушениям с 1 июля 2021 года в связи с созданием административной юстиции теперь пересматриваются коллегией по уголовным делам.
На территории области действует 13 районных судов, два городских общей юрисдикции, рассматривающих уголовные и гражданские дела, а также 6 специализированных судов.
– Расскажите, пожалуйста, об основных показателях работы по обеспечению качества правосудия.
– За первое полугодие 2022 года рассмотрено 4 365 дел, вынесено решений по 2 499 делам, удовлетворено 2 136 исков. Апелляционной инстанцией отменены, изменены 63 решения, кассационной – 3 решения, что составляет 2,6%. В прошлом году удельный вес отмененных и измененных судебных актов составлял 3,4%. Против административных органов в пользу граждан и организаций вынесено 101 решение, что составляет 74,81%. До создания административной юстиции дела рассматривались по правилам Гражданского процессуального кодекса, и в пользу граждан выносилось всего 15%. Это кардинальное изменение связано с принятием Административного процедурно-процессуального кодекса РК, правила которого позволяют судам защищать права граждан в споре с административным органом.
Кроме того, за этот период рассмотрено 523 уголовных дела. Осуждено 463 лица (в прошлом году вынесено 372 приговора в отношении 433 лиц). Апелляционной инстанцией изменено 20 приговоров, судом кассационной инстанции отменено, изменено 2 приговора, что составляет 4,2%. В прошлом году отменено, изменено на 8 судебных актов больше. По делам об административных правонарушениях за 6 месяцев привлечено к административной ответственности 4 852 лица (в прошлом году за такой же период – 4 955 лиц). Корректировке областным судом подверглись 16 судебных актов, что составляет 0,3%.
– Ербол Амиргалиевич, расскажите, какова основная проблематика дел, которыми сегодня занимается суд? Много ли среди них экономических? Какие виды преступлений преобладают среди уголовных правонарушений?
– На данный момент экономические споры составляют 23,2%. В основном, это споры в сфере госзакупок, в сфере договорных правоотношений, корпоративные споры, о банкротстве. Среди уголовных правонарушений преобладают кражи (ст. 188 УК). Из всех рассмотренных 523 уголовных дел кражи составляют 175 дел. Далее, незаконный оборот наркотических средств – 57 уголовных дел; причинение тяжких телесных повреждений (ст. 106 УК) – 53 уголовных дела; управление транспортным средством лицом, лишенным права управления и находящимся в состоянии опьянения – 42 дела.
– Как меняется тематика споров? С какими исками чаще всего обращаются граждане?
– Больше всего поступает исков по брачно-семейным спорам – 1653 иска или 35%. Среди них, иски о расторжении брака – 1227 или 74,2%; о лишении родительских прав – 66 исков или 4%; о разделе имущества – 63 иска или 3,8%. Кроме того, в лидерах иски в сфере договорных обязательств – 1 363 иска или 28,5%, споры о праве собственности на имущество – 240 исков или 5%, споры о возмещении ущерба – 237 исков или 5%. В публично-правовых спорах больше всего жалоб на действия судебных исполнителей (113 дел), а также земельные споры (83).
– Есть ли в судах области кадровая проблема? Сталкиваетесь ли вы с дефицитом квалифицированных специалистов?
– Для того, чтобы обеспечить реальную независимость судей, вопросами отбора и назначения судей, формирования кадрового резерва занимается отдельный автономный государственный орган – Высший судебный совет. Поэтому председатели судов не имеют отношения к отбору и назначению судей. Могу сказать, что, благодаря новым принципам отбора кадров, дорогу в суд закрыли случайным людям. Раньше до 2018 года принимали в судьи каждого четвертого, теперь каждого двадцатого. В настоящее время в нашей области имеется восемь вакансий судей.
Сегодня повышены требования не только к кандидатам в судьи, но и к действующим судьям. Для этого разработана новая методика оценки их профессиональной деятельности. Пополнение судейского корпуса обеспечивается также за счет выпускников Академии правосудия. На сегодняшний день на должность судей в Северо-Казахстанской области назначены 16 магистрантов.
– Насколько остро стоит проблема нагрузки судей?
– Аномальная нагрузка – вечная проблема всех судов, в том числе и за рубежом. С 2018 года Верховным судом принимаются меры по снижению судебной нагрузки. Принят ряд законов, благодаря которым сегодня нагрузка стала реально снижаться. Судей освободили от рассмотрения дел, где нет споров, пересмотрены категории дел, подлежащих рассмотрению в приказном производстве. В каждой области созданы центры внесудебного примирения.
Часть уголовных составов декриминализирована с переводом их в разряд административных правонарушений: клевета (ст. 130 УК); умышленное причинение легкого вреда здоровью (ст. 108 УК), побои (ст. 109 УК); лжепредпринимательство (ст. 215 УК). По делам об административных правонарушениях некоторые составы были переданы в другие ведомства, коих насчитывается 64, с изменением их подведомственности. Если в 2017 году на одного судью первой инстанции нашего региона приходилось в среднем 69 дел и материалов, то в 2021 году этот показатель соответствовал 30,4.
– Как, на Ваш взгляд, можно охарактеризовать общий уровень правосознания населения?
– Что касается конкретно правового сознания, то думаю, что его низкий уровень является одной из правовых проблем нашего общества. Граждане все еще не имеют достаточных знаний о действующем законодательстве, о правовой системе государства. Имеет место неуважение к законам, многие не верят, что конфликтные ситуации можно решить законным способом. Большинство не могут защищать свои права и интересы, особенно в административной сфере. А построение правового государства невозможно без высокого уровня правосознания.
В настоящее время судебная система страны переживает революционные изменения и фактически находится в авангарде общественных преобразований. Руководство Верховного суда во главе с Жакипом Асановым инициировало масштабные реформы, направленные на сокращение конфликтности в обществе, внедряя сервисный подход в работе судов всех уровней. И это без сомнения даст свои плоды.
Большое внимание уделяется информационно-просветительской работе. Судьи очень активны в социальных сетях, где занимаются праворазъяснением, освещают судебную деятельность. А самое главное наше достижение, я считаю, – административная юстиция, которая заработала с 1 июля 2021 года. Ее миссия – защищать права людей от злоупотреблений государственных органов. АППК позволяет выигрывать споры с государством. Статистика говорит, что сегодня более 60% исков удовлетворяется в пользу граждан. Это повышает доверие к судам, что, соответственно, формирует и уважительное отношение к законам. Именно поэтому все вышесказанное хотелось бы подытожить цитатой Уинстона Черчилля, который говорил, что «изменяя свое сознание, вы изменяете всю Вселенную». Поэтому убежден, что при имеющихся неограниченных возможностях для самореализации личности, настало время начинать с себя.