Текущая ситуация
За последние пять лет в стране наблюдается устойчивая тенденция снижения уровня преступности.
Согласно официальной статистике (КПСиСУ ГП РК) количество уголовных правонарушений сократилось на 46,7 % (с 236 594 в 2020 году до 126 039 в 2024 году), в том числе по другим видам:
Изменилась и структура преступности.
Традиционно наиболее распространенными были имущественные преступления (кражи).
В последние период заметно выросла доля мошенничества, особенно интернет и телефонного мошенничества, и теперь они занимают первое место по численности случаев правонарушений.
Несмотря на предпринятые комплексные подходы по противодействию лудомании проблема все еще сохраняется. По сведениям Бюро национальной статистики, с 2020 по 2023 годы казахстанцы потратили на азартные игры свыше 1 трлн тенге, лудомания стала причиной 38 % разводов.
В настоящее время постоянными клиентами казино и букмекерских контор является около 400 тыс. человек.
Трансформация преступности привела к новым способам сбыта наркотических средств и психотропных веществ. Интернет также стал площадкой для продажи наркотиков, а также для радикализации и вербовки террористов.
Вместе с тем уровень доверия населения к институтам государственных органов недостаточно высок.
По итогам социологических опросов лишь около 61,8-64,3% граждан полностью доверяют ключевым институтам правопорядка – полиции и судам, тогда как остальные либо доверяют частично, либо выражают недоверие.
"Наша национальная мечта исходит из идеи построения справедливого, безопасного, чистого, сильного Казахстана. Мы созидаем государство широких возможностей для всех и каждого. Наше твердое основание – это закон и порядок. В первую очередь это означает личную и общую дисциплину всех и каждого. Наша идеология проста и понятна".
Развитие правовой культуры
На основе проблемных вопросов, выявленных при анализе текущей ситуации в правовой культуре и международного опыта, определено следующее видение по продвижению в обществе идеологии закона и порядка в Республике Казахстан, которое будет отражено в следующих ключевых достижениях.
Казахстанцы достигнут высокого уровня правовой культуры и осознания важности соблюдения законов. Они будут понимать взаимосвязь между правами и обязанностями человека, осознавать значение правовых норм для обеспечения стабильности и справедливости в обществе. Общество перейдет от поверхностного отношения к правам и законам к ответственному и сознательному подходу, активно практикуя уважение к правам других людей и правовой порядочности.
Уровень правовой осведомленности населения станет высоким, что будет способствовать формированию устойчивых привычек и поведения, направленных на соблюдение законов и правовых норм. В первую очередь это означает личную и общую дисциплину всех и каждого. Наша идеология проста и понятна: закон и справедливость должны быть на первом месте в жизни каждого гражданина, и только через их соблюдение можно построить сильное и процветающее общество.
Внедрение практики правового просвещения для студентов будет включать активное вовлечение в различные формы обучения, направленные на развитие умений эффективно применять знания права в реальных ситуациях. Студенты будут участвовать в юридических клиниках, где смогут консультировать граждан по актуальным правовым вопросам, разрабатывать проекты по распространению правовых знаний среди населения, а также организовывать мероприятия и тренинги по правовой грамотности. Это позволит не только углубить их теоретические знания, но и научиться практическому применению права для решения реальных проблем.
Кроме того, внесение изменений в учебную программу общеобязательного предмета "Основы права" будет направлено на акцентирование практического применения знаний обучающимися, развитие практических навыков и использование норм права для решения жизненных ситуаций.
Реализация подходов, направленных на повышение эффективности сервисной модели деятельности государственных и правоохранительных органов с акцентом на профилактику правонарушений и службу населению, даст несколько значимых преимуществ.
1. Повышение доверия к государственным и правоохранительным органам.
Когда граждане видят, что органы власти ориентируются на их потребности, предоставляют прозрачные и доступные услуги, их доверие к этим структурам значительно возрастает. Открытость и взаимодействие с населением помогают уменьшить уровень недовольства и снизить социальную напряженность.
2. Снижение уровня правонарушений.
Профилактика правонарушений, работа с молодежью и социально уязвимыми группами могут существенно снизить число преступлений. Правильная профилактическая работа снижает вероятность совершения правонарушений до того, как они произойдут.
3. Улучшение качества обслуживания граждан.
Переход к сервисной модели ориентирует органы власти на более качественное, эффективное и дружелюбное взаимодействие с населением. Простота в получении государственных услуг, прозрачность действий и быстрый отклик на запросы граждан создают положительный имидж государственных структур и повышают удовлетворенность населения.
4. Оптимизация работы государственных органов и правоохранительных структур.
Цифровизация и автоматизация процессов, использование новых технологий в работе правоохранительных органов (например, для мониторинга преступности или анализа данных) делают их более эффективными. Это позволяет не только ускорить выполнение административных процессов, но и повысить результативность работы.
5. Создание безопасной среды для жизни
Активное сотрудничество с населением, а также внедрение инновационных подходов к безопасности, таких как системы видеонаблюдения или мобильные приложения для общения с гражданами, помогают создать более безопасную среду в городах и населенных пунктах. Люди чувствуют себя защищенными, когда видят, что органы власти работают эффективно и заботятся о безопасности.
Государственная политика в сфере праворазъяснительной работы играет важную роль в развитии правовой культуры и увеличении осведомленности граждан о их правах и обязанностях. Эта деятельность направлена на обеспечение доступности правовой информации, помощь в правильном понимании и применении законодательства, а также на повышение уровня правовой грамотности общества.
Целевые индикаторы:
Степень открытости (доступности) органов власти.
Состояние преступности.
Верховенство права.
Развитие цифровых решений по продвижению в обществе идеологии закона и порядка.
Профилактика правонарушений и создание безопасной среды для граждан.
В результате реализации Концепции будут обеспечены следующие ожидаемые результаты:
Финансирование мероприятий Концепции будет осуществляться за счет и в пределах средств, предусматриваемых в республиканском и местном бюджетах.
Постановление введено в действие с 1 апреля.