Норму о приоритетном праве на аренду земельного участка признали конституционной

17.04.2025
Эльмира Караева
Фото: pexels
Конституционный суд рассмотрел на соответствие Конституции норму Земельного кодекса, по которой проживающие в данном районе, городе, селе, поселке не менее 5 лет, сельскохозяйственные кооперативы имеют преимущество при получении земельного участка в аренду, сообщает prosud.kz.
Читать на сайте prosud.kz

В Конституционный суд поступило обращение о проверке на соответствие пункту 2 статьи 14, пункту 1 статьи 21 и пункту 4 статьи 26 Конституции части второй пункта 14 статьи 43-1 Земельного кодекса, согласно которой лицам, проживающим в данном районе, городе, селе, поселке не менее 5 лет, сельскохозяйственным кооперативам предоставляется преимущество в виде присвоения дополнительных баллов к их конкурсным предложениям при получении земельного участка в соответствии с порядком, определенным центральным уполномоченным органом.

Казахстанец участвовал в конкурсе по предоставлению права аренды для ведения крестьянского или фермерского хозяйства. Однако дополнительные 10 баллов были присвоены другому участнику по причине проживания его в этом районе не менее 5 лет.

Суд первой инстанции, а затем и апелляционный суд отказали в удовлетворении административного иска.

Конституционный суд по итогам рассмотрения признал оспариваемую норму соответствующей Конституции.

Вместе с тем Конституционный суд рекомендовал министерству сельского хозяйства РК рассмотреть вопрос о совершенствовании правового регулирования критериев оценки конкурсных предложений и присвоения баллов при подведении итогов конкурса по предоставлению права временного возмездного землепользования (аренды) для ведения крестьянского или фермерского хозяйства, сельскохозяйственного производства.

Преимущественным правом получения земельного участка для ведения крестьянского или фермерского хозяйства наделены граждане, проживающие в определенной местности, в силу положений другой нормы (часть вторая пункта 1 статьи 101 Земельного кодекса), согласно которой это право возникает при условии ведения такого хозяйства на основе их личного трудового участия, наличия у них специальных сельскохозяйственных знаний и квалификаций, практического опыта работы в сельском хозяйстве, – отметили в Конституционном суде.

Эта же категория граждан пользуется преимущественным правом выкупа земельного участка крестьянского или фермерского хозяйства в случае прекращения его деятельности при условии осуществления деятельности не менее пяти лет и приобретения имущества данного хозяйства (часть третья пункта 1 статьи 101 Земельного кодекса).

Таким образом, рассматриваемый критерий и подобные требования для реализации преимущественного права получения земельного участка местными жителями закреплены в других нормах Земельного кодекса, что свидетельствует о проводимой государственной политике в целях достижения социальной справедливости, дальнейшего совершенствования норм земельного законодательства, создания благоприятных социально-экономических условий путем стимулирования занятости проживающих в определенной местности лиц, удовлетворения потребности в пастбищных угодьях в условиях конкуренции за ограниченные природные ресурсы.

При этом указывается, что присвоение дополнительных баллов к конкурсным предложениям местных жителей не оказывает решающего влияния на подведение общих итогов конкурса, поскольку система распределения баллов в значительной степени основывается на таком ключевом индикаторе, как прогнозный объем вкладываемых инвестиций на 1 гектар земли, за который предложению конкурсанта может быть присвоено от 1 до 20 баллов. Рассматриваемое преимущество введено для создания баланса между объективными требованиями к участникам конкурса и мерами социальной поддержки местных жителей, что согласуется с принципами и задачами земельного законодательства (подпункты 2), 5), 6) и 8) статьи 4 и статья 5 Земельного кодекса).

Также по мнению Конституционного суда, конкурсное преимущество местных жителей в виде присвоения дополнительных баллов их конкурсным предложениям не препятствует реализации гарантированных пунктом 1 статьи 21 и пунктом 4 статьи 26 Конституции прав других граждан, участвующих в конкурсе, на свободное их передвижение, свободный выбор места жительства и не ограничивает право каждого на свободу предпринимательской деятельности.

Вместе с тем Конституционный суд считает, что Правила касательно критериев оценки конкурсных предложений и присвоения баллов необходимо привести в соответствие с требованиями статьи 43-1 и части второй пункта 1 статьи 101 Земельного кодекса, которыми предусмотрено преимущественное право получения земельного участка гражданами не только по признаку их постоянного проживания в данной местности. Ведение хозяйства на основе личного трудового участия, обладание специальными сельскохозяйственными знаниями и квалификацией, наличие практического опыта работы в сельском хозяйстве также являются критериями предоставления такого преимущественного права.

В частности, конкурсные предложения должны оцениваться земельной комиссией не только по прогнозному объему инвестиций, но и по другим критериям – составным частям бизнес-плана и обязательствам (часть первая пункта 10 статьи 43-1 Земельного кодекса), являющимся содержанием конкурсного предложения, а впоследствии – неотъемлемой частью договора временного возмездного землепользования (аренды) земельного участка сельскохозяйственного назначения для ведения крестьянского или фермерского хозяйства, сельскохозяйственного производства (пункт 11 статьи 43-1 Земельного кодекса).

Нормативное постановление введено в действие с 16 апреля.

Законодательство Обзор НПА Конституционный суд Казахстан
Читайте также