Министр водных ресурсов и ирригации РК приказом от 14 апреля 2025 года утвердил Правила формирования тарифов, сообщает prosud.kz.
Правила распространяются на субъектов естественных монополий, оказывающих услуги подачи воды по каналам и регулирования поверхностного стока при помощи подпорных гидротехнических сооружений.
Документом определены:
- механизм расчета тарифа с учетом методов тарифного регулирования сфер естественных монополий;
- порядок утверждения временного компенсирующего тарифа;
- порядок дифференциации тарифа;
- порядок утверждения тарифа в упрощенном порядке;
- порядок утверждения инвестиционной программы и ее изменения;
- порядок определения тарифа на основании заключенного договора государственно-частного партнерства, в том числе договора концессии;
- порядок утверждения временного понижающего коэффициента;
- порядок ведения раздельного учета доходов, затрат и задействованных активов по каждому виду регулируемых услуг и в целом по деятельности, не относящейся к регулируемым услугам;
- порядок определения допустимого уровня прибыли субъекта естественной монополии;
- порядок изменения, утвержденного уполномоченным органом тарифа до истечения его срока действия;
- перечень затрат, учитываемых и не учитываемых в тарифе, правила ограничения размеров затрат, учитываемых в тарифе;
- порядок индексации тарифа;
- формы проектов тарифа, тарифной сметы, инвестиционной программы, отчетов об исполнении утвержденной тарифной сметы, об исполнении утвержденной инвестиционной программы;
- порядок расчета и применения прогнозного индекса тарифа.
Тариф устанавливается сроком на пять и более лет, за исключением случаев, предусмотренных законом. Тариф утверждается сроком на весь период действия тарифа или на каждый год.
Тариф обеспечивает возмещение затрат по предоставлению регулируемой услуги и получение прибыли, направляемой на развитие и эффективное функционирование субъекта и иные цели, незапрещенные законодательством РК.
При формировании тарифа применяются следующие методы тарифного регулирования сфер естественных монополий:
- затратный;
- стимулирующий;
- индексации;
- определение тарифа на основании заключенного договора государственно-частного партнерства, в том числе договора концессии.
Метод тарифного регулирования сферы естественной монополии применяется при соблюдении в совокупности следующих условий:
- экономической и технологической готовности субъекта к применению соответствующего метода тарифного регулирования сферы естественной монополии;
- недопущения возложения на субъекта и потребителей невыполнимых обязанностей.
Способы формирования тарифов:
- утверждение тарифа, осуществляемое уполномоченным органом при подаче субъектом заявки на утверждение тарифа затратным или стимулирующим методом тарифного регулирования;
- установление тарифа субъектом, осуществляемое субъектом естественной монополии малой мощности при расчете тарифа методом индексации;
- определение тарифа на основании заключенного договора государственно-частного партнерства, в том числе договора концессии, осуществляемое уполномоченным органом по его инициативе или на основании заявления субъекта государственно-частного партнерства, в том числе субъекта концессии в сфере естественной монополии.
Для утверждения тарифа уполномоченным органом субъектом предоставляется заявка в электронной форме.
К заявке прилагаются:
- проект тарифа (либо прейскуранта с учетом отраслевых особенностей);
- проект тарифной сметы с приложением обосновывающих материалов;
- справка-обоснование о необходимости утверждения тарифа;
- проект инвестиционной программы или утвержденная инвестиционная программа;
- карта ремонтов субъектов с целевыми показателями в рамках инвестиционных программ;
- смета затрат, направленных на ремонт, не приводящих к росту стоимости основных средств;
- финансовая отчетность за два предшествующих календарных года;
- информация субъекта:
- о финансово-хозяйственной деятельности, об инвестиционной деятельности;
- о состоянии основных фондов, о структуре и распределении заработной платы и по труду за два предшествующих календарных года;
- постатейные расчеты расходов;
- расчет прибыли;
- расчеты численности персонала, потребности сырья, материалов, топлива, энергии и технических потерь, произведенные на основе типовых норм и нормативов, действующих в соответствующей отрасли (сфере);
- копии решений конкурсных (тендерных) комиссий по закупке товаров, работ, услуг за предшествующий календарный год;
- расчет амортизационных отчислений на основные средства, используемые до реализации утвержденной инвестиционной программы (проекта) и вводимые в эксплуатацию при реализации утвержденной инвестиционной программы (проекта), в долгосрочный период с разбивкой по годам;
- подтверждающие документы об условиях финансирования и возмещения заемных ресурсов (заключенный договор с банком с приложением графика погашения основного долга и процентов);
- данные о проектной мощности субъекта и фактическом ее использовании;
- данные о фактическом использовании мощности субъекта естественной монополии из объектов информатизации;
- документы, подтверждающие планируемый объем регулируемых услуг (реестр договоров с указанием фактических объемов потребления регулируемых услуг, документы, подтверждающие снижение объемов потребления регулируемых услуг, расчеты объемов потребления регулируемых услуг, исходя из обязанности качественного всеобщего обслуживания и возможностей субъекта, недопустимости снижения объемов с целью поддержания или роста уровня тарифов, материалы маркетинговых исследований потребительского спроса);
- документы, подтверждающие фактические данные о затратах и об объемах регулируемых услуг за четыре квартала, предшествующие представлению заявки, и за предыдущий календарный год (копии договоров, актов выполненных работ, накладных, счет-фактур, пообъектный перечень основных средств и нематериальных активов с указанием балансовой и остаточной стоимости, срока службы, годовой амортизации).
Уполномоченный орган рассматривает заявку в срок не более девяноста рабочих дней со дня ее представления, при утверждении тарифа на долгосрочный период и не более тридцати календарных дней, при утверждении тарифа в иных случаях.
Тариф вводится в действие не ранее первого числа второго месяца, следующего за месяцем утверждения тарифа, за исключением случаев, предусмотренных законом.
Субъект доводит до сведения потребителей информацию об утверждении тарифа не позднее, чем за тридцать календарных дней до его введения в действие и в течение пяти календарных дней представляет в уполномоченный орган информацию о факте уведомления потребителей о введении тарифа.
Приказ вводится в действие с 2 мая.