Документом вносятся поправки в Земельный, Лесной, Предпринимательский, Бюджетный, Водный кодексы, а также в законы "О гражданской защите", "Об обороне и Вооруженных Силах Республики Казахстан", "О правоохранительной службе", "О государственном имуществе" и другие нормативно-правовые акты.
Закон содержит шесть блоков поправок.
Первый блок поправок направлен на повышение уровня обеспечения пожарной безопасности.
В целях оперативного реагирования на лесные пожары регламентирован порядок привлечения госорганов и организаций для их тушения. Определен алгоритм управления и взаимодействия.
Порядок привлечения государственной противопожарной службы, других государственных органов и организаций для тушения лесных пожаров устанавливается алгоритмом управления и взаимодействия государственных органов и организаций при реагировании на чрезвычайную ситуацию, утверждаемым уполномоченным органом совместно с уполномоченным органом в сфере гражданской защиты, -говорится в тексте.
Также указывается, что территориальный орган уполномоченного органа в сфере гражданской защиты в установленные законодательством РК сроки со дня получения заявления от заказчика осуществляет пожарно-техническое обследование и при соответствии объекта с массовым пребыванием людей и зданий высотой более двадцати восьми метров требованиям пожарной безопасности перед приемкой их в эксплуатацию выдает соответствующее заключение.
Для осуществления деятельности по монтажу, наладке и техническому обслуживанию систем пожарной автоматики теперь необходимо разрешение МЧС.
Вводится обязанность владельцев объектов, входящих в перечень объектов с массовым пребыванием людей с площадью более 2 тысяч квадратных метров, заключить договор вмененного страхования гражданско-правовой ответственности за причинение вреда жизни, здоровью и имуществу третьих лиц.
Размер страховой суммы по договору вмененного страхования гражданско-правовой ответственности владельцев объектов с массовым пребыванием людей определяется соглашением сторон и должен составлять сумму не менее 75 000 МРП.
Размер страховой выплаты за вред, причиненный жизни, здоровью, имуществу каждого третьего лица (предельный объем ответственности страховщика по одному страховому случаю) составляет не менее:
за вред, причиненный жизни и здоровью каждого потерпевшего и повлекший:
за вред, причиненный имуществу одного потерпевшего, – в размере причиненного вреда, но не более 1 500 МРП;
за вред, причиненный одновременно имуществу двух и более потерпевших, – в размере причиненного вреда, но не более 1 500 МРП каждому потерпевшему. Общий размер страховых выплат по имуществу по всем потерпевшим не может превышать 10 000 МРП. В случае превышения размера вреда имуществу потерпевших над предельным объемом ответственности страховщика страховая выплата каждому потерпевшему осуществляется соразмерно степени вреда, причиненного его имуществу.
Помимо этого, документом предусмотрены гарантии и меры по социальной защите лиц, добровольно участвующих в мероприятиях по предупреждению и тушению пожаров. За ними сохраняются место работы и средняя заработная плата. При отсутствии трудовых отношений, ему будут производиться выплаты с учетом минимальной заработной платы. Соответствующие дополнения внесены в Трудовой кодекс.
Вместе с тем, закон обязал местные исполнительные органы обеспечить силы и средства, привлекаемые для ликвидации степных пожаров, пожаров в населенных пунктах, в которых отсутствуют подразделения государственной противопожарной службы, горюче-смазочными материалами и питанием.
Второй блок поправок направлен на совершенствование промышленной безопасности.
Так, предусмотрен особый порядок проведения проверок. Введены меры оперативного воздействия.
Мерами оперативного воздействия являются способы воздействия на субъекты (объекты) контроля и надзора в целях предотвращения угрозы жизни и (или) здоровью людей, применяемые в ходе осуществления и (или) по результатам государственного контроля и надзора в области промышленной безопасности.
Меры оперативного воздействия применяются государственным инспектором по государственному контролю и надзору в области промышленной безопасности в виде приостановления либо запрещения деятельности или отдельных видов деятельности в области промышленной безопасности субъекта (объекта) контроля и надзора, связанных с эксплуатацией опасных производственных объектов, опасных технических устройств или технических устройств, в порядке, предусмотренном настоящей статьей.
Субъекты (объекты) контроля и надзора по степени риска поделены на субъекты (объекты) с высокой степенью риска и на не отнесенные к высокой степени риска.
К высокой степени риска относятся субъекты контроля и надзора:
К не отнесенным к высокой степени риска относятся субъекты контроля и надзора:
Субъекты (объекты) высокой степени риска подлежат ежегодным проверкам, а субъекты, не отнесенные к таковым, не реже одного раза в 3 года.
Проверки делятся на следующие виды:
Проверки теперь могут проводиться во внеурочное время (в ночное время, выходные, праздничные дни) в силу необходимости пресечения нарушений, создающих угрозу жизни и здоровью работников.
Третий блок поправок направлен на совершенствование вопросов предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций
Сейсмическая безопасность обеспечивается путем проведения мероприятий по защите от землетрясений, включая осуществление оценки сейсмической опасности и сейсмического риска и ведение сейсмологического мониторинга.
МЧС для усиления контроля за исполнением мероприятий по предупреждению ЧС, наделяется полномочием по осуществлению государственного контроля в области предупреждения ЧС.
В целях защиты жизни и здоровья людей, объектов инфраструктуры, зданий и сооружений от землетрясений, законом предусмотрены мероприятия по:
Документ также регламентирует порядок деятельности Республиканского оперативного штаба по ликвидации ЧС глобального или регионального масштаба, являющегося рабочим органом при Правительстве.
При ЧС местного или объектового масштаба, акимы наделяются полномочием по объявлению ЧС природного и техногенного характера, что позволит своевременно принимать решения по возмещению ущерба и восстановлению инфраструктуры жилых объектов.
Четвертый блок поправок направлен на совершенствование системы гражданской обороны.
Теперь, помимо центральных и местных исполнительных органов, мероприятия гражданской обороны будут проводиться также госорганами, непосредственно подчиненными и подотчетными Президенту Республики.
Местным исполнительным органам предоставлено право оказывать содействие территориальным подразделениям МЧС в создании и оснащении центров подготовки и обучения населения в сфере гражданской защиты, что позволит выделять на эти цели средства из местного бюджета.
Пятый блок поправок направлен на исполнение поручения Главы государства о выработке мер по повышению статуса спасателей, осуществлению им жилищных выплат, подъемных пособий, повышению размера оплаты труда, а также по материальному стимулированию за работу в период действия военного или чрезвычайного положения.
Шестой блок поправок предусматривает меры по совершенствованию управления государственным имуществом и сферы электроэнергетики.
Закон вводится в действие с 6 июля, за исключением норм, которые вводятся с 30 июня 2025 года, с 1 января 2026 года, с 1 января 2027 года.