В частности, говорится, что Национальный банк предоставляет АРРФР РК административные данные, необходимые для реализации его полномочий по регулированию, контролю и надзору за финансовым рынком и финансовыми организациями, в том числе информацию и сведения, составляющие служебную, коммерческую, банковскую и иную охраняемую законом тайну. Передача информации осуществляется в том числе путем обеспечения доступа АРРФР РК к информационным системам Национального банка.
Национальный Банк Казахстана в целях обеспечения полноты и качества информации по финансовому рынку и финансовым организациям, используемой для предоставления услуг государственным органам и финансовым организациям, осуществляет обмен информацией со своими дочерними организациями с использованием принадлежащих им информационных систем.
Банку, организации, осуществляющей отдельные виды банковских операций, запрещается предоставлять банковские займы военнослужащим срочной воинской службы на период прохождения ими срочной воинской службы в Вооруженных Силах Республики Казахстан, других войсках и воинских формированиях при наличии информации о призыве такого военнослужащего на срочную воинскую службу в его кредитном отчете, полученном банком, организацией, осуществляющей отдельные виды банковских операций, до принятия решения о предоставлении банковского займа.
Обмен сведениями о призванных на срочную воинскую службу военнослужащих, а также их увольнении осуществляется посредством обеспечения взаимодействия информационных систем государственных органов и кредитных бюро в порядке, определенном уполномоченным органом по согласованию с Министерством обороны РК.
В случае выдачи банком, организацией, осуществляющей отдельные виды банковских операций, военнослужащему срочной воинской службы банковского займа при наличии информации о призыве такого военнослужащего на срочную воинскую службу в его кредитном отчете, полученном банком, организацией, осуществляющей отдельные виды банковских операций, до принятия решения о предоставлении банковского займа, банк, организация, осуществляющая отдельные виды банковских операций, не вправе требовать исполнения обязательств по такому банковскому займу.
Также говорится, что физическое лицо вправе установить бесплатно добровольный отказ от получения банковских займов либо снять его в кредитном бюро, посредством веб-портала "электронного правительства" либо объектов информатизации банка, организации, осуществляющей отдельные виды банковских операций, интегрированных с сервисами, размещенными на шлюзе "электронного правительства".
Банку, организации, осуществляющей отдельные виды банковских операций, запрещается предоставлять банковские займы физическому лицу при наличии информации об установлении им добровольного отказа от получения банковского займа в его кредитном отчете, полученном банком, организацией, осуществляющей отдельные виды банковских операций, до принятия решения о предоставлении банковского займа.
Банку, организации, осуществляющей отдельные виды банковских операций, запрещается предоставлять потребительские банковские займы, не обеспеченные залогом имущества, подлежащим регистрации, физическому лицу без согласия супруга, порядок получения которого и минимальный размер потребительского банковского займа, по которому необходимо согласие, определяются нормативным правовым актом уполномоченного органа.
Банку, организации, осуществляющей отдельные виды банковских операций, запрещается заключать договор потребительского банковского займа, не обеспеченного залогом имущества, с физическим лицом, у которого в кредитном отчете отсутствует информация о ранее полученных банковских займах и (или) микрокредитах, без его личного присутствия в банке, организации, осуществляющей отдельные виды банковских операций. Минимальный размер банковского займа по договору потребительского банковского займа, для заключения которого необходимо личное присутствие физического лица, определяется нормативным правовым актом уполномоченного органа.
Банк, организация, осуществляющая отдельные виды банковских операций, заключают договор потребительского банковского займа, не обеспеченного залогом имущества, с физическим лицом только после получения его согласия на заключение такого договора. В случае заключения указанного договора посредством Интернета согласие на его заключение оформляется в кредитном бюро, на веб-портале "электронного правительства" либо посредством объектов информатизации банка, организации, осуществляющей отдельные виды банковских операций, интегрированных с сервисами, размещенными на шлюзе "электронного правительства".
Банк, организация, осуществляющая отдельные виды банковских операций, осуществляют передачу денег заемщику по потребительскому беззалоговому банковскому займу на основании договора банковского займа, заключенного посредством Интернета, размер которого превышает минимальный размер, с соблюдением следующих требований:
В случае предоставления заемщику посредством Интернета нескольких потребительских займов, не обеспеченных залогом имущества, сумма которых в результате сложения превышает минимальный размер, банк, организация, осуществляющая отдельные виды банковских операций, соблюдают требование указанные выше требования в соответствии с процедурами управления рисками и внутреннего контроля.
Однако данные требования не распространяются на случаи передачи суммы потребительского банковского займа на банковский счет продавца (поставщика) товаров, работ и услуг на цели приобретения товаров, работ и услуг, получение которых подтверждается заемщиком (покупателем), и (или) банка, организации, осуществляющей отдельные виды банковских операций, на цели погашения задолженности по банковскому займу заемщика, полученному в том же банке, организации, осуществляющей отдельные виды банковских операций, или в рамках установленного кредитного лимита по платежной карте в размере, не превышающем 150 МРП.
В случае выдачи банком, организацией, осуществляющей отдельные виды банковских операций, банковского займа без соблюдения указанного требования банк, организация, осуществляющая отдельные виды банковских операций, не вправе требовать от физического лица исполнения обязательств по такому банковскому займу. Не позднее трех рабочих дней со дня выявления факта выдачи банковского займа без соблюдения требования, предусмотренного частью второй настоящего пункта, банк, организация, осуществляющая отдельные виды банковских операций, принимают следующие меры:
С момента обнаружения неправомерного доступа к информации, составляющей банковскую тайну, ее неправомерного изменения, осуществления неправомерных действий со стороны третьих лиц либо иных незаконных (мошеннических) действий с банковскими займами физических лиц банк, организация, осуществляющая отдельные виды банковских операций:
Также добавлена новая норма, где говорится:
Порядок рассмотрения заявления заемщика – физического лица о внесении изменений в условия договора банковского займа, перечень документов, прилагаемых к нему, а также порядок информирования уполномоченного органа о результатах рассмотрения заявления банком, (организацией, осуществляющей отдельные виды банковских операций), определяются нормативным правовым актом уполномоченного органа.
Банк принимает решение о согласии с предложенными изменениями в условия договора банковского займа на срок не менее трех месяцев без требования выплаты комиссий и иных платежей по договору банковского займа при подаче заявления о внесении изменений в условия договора банковского займа заемщиком – физическим лицом:
Решение о согласии с предложенными изменениями в условия договора банковского займа, заключенного с таким заемщиком – физическим лицом, принимается при условии снижения среднемесячного дохода заемщика, рассчитанного за два месяца, предшествующие месяцу обращения заемщика с заявлением, более чем на 30% по сравнению со среднемесячным доходом заемщика, рассчитанным за двенадцать месяцев, предшествующих месяцу обращения заемщика с заявлением либо назначения адресной социальной помощи.
Помимо этого, вносятся поправки в закон "О связи".
В частности, ввоз, регистрация, реализация и применение GSM-шлюзов (сим-боксов) осуществляются только операторами связи, имеющими лицензию на предоставление услуг в области связи, в соответствии с правилами ввоза, регистрации, реализации и применения GSM-шлюзов (сим-боксов).
В случае возникновения излишков GSM-шлюзов (сим-боксов) операторы связи могут перерегистрировать или реализовать их другим операторам связи, имеющим лицензию на предоставление услуг в области связи, в порядке, определенном уполномоченным органом.
Операторы связи обязаны иметь внутренние антифрод-системы и блокировать несанкционированный трафик (фрод).
Также установлен порядок взаимодействия операторов сотовой связи с антифрод-центром Национального банка РК.
Говорится, что антифрод-центр Нацбанка для выполнения своих функций интегрируется с базой данных идентификационных кодов абонентских устройств сотовой связи и (или) базами операторов сотовой связи для получения информации об абоненте, включая фамилию, имя, отчество (если оно указано в документе, удостоверяющем личность), ИИН и абонентские номера, оформленные на абонента.
Операторы сотовой связи при выявлении абонентского номера, с которого осуществлялся звонок с признаками мошенничества, а также при выявлении мошеннических действий на сетях связи обязаны уведомить антифрод-центр Национального банка РК с предоставлением информации об абоненте, включая фамилию, имя, отчество (если оно указано в документе, удостоверяющем личность), индивидуальный идентификационный номер и абонентские номера, оформленные на абонента.
При этом порядок выявления абонентского номера, с которого осуществлялся звонок с признаками мошенничества, а также мошеннических действий на сетях связи, определяется правилами оказания услуг связи.
Операторы сотовой связи при получении информации от антифрод-центра Национального банка приостанавливают оказание услуг связи данному абонентскому номеру, в том числе GSM-шлюзу (сим-боксу), в порядке и сроки, которые установлены правилами оказания услуг связи.
Вместе с тем, операторам связи, владельцам сетей телекоммуникаций запрещается пропуск несанкционированного трафика (фрода) в местной сети телекоммуникаций, междугородной, международной и сотовой связи.
Оператор сотовой связи обязан оформлять по заявлению абонента не более десяти абонентских номеров, достаточных для личного, семейного и иного использования.
Оператор сотовой связи оформляет более десяти абонентских номеров на абонента при предоставлении оператору сотовой связи соответствующих обоснований, доказательств необходимости с указанием описания и идентификационных кодов абонентских устройств, в том числе абонентских устройств межмашинного взаимодействия, в которых будут применяться абонентские номера, в порядке, определяемом правилами оказания услуг связи.
Запрещается заключать договор об оказании услуг сотовой связи с абонентом сотовой связи без проведения его биометрической идентификации путем сличения текущего изображения идентифицируемого лица и эталонного изображения лица из эталонной базы биометрических данных.
При оформлении абонентского номера индивидуальными предпринимателями, юридическими лицами обязательно прохождение биометрической идентификации их работниками, которым абонентские номера передаются для использования, в срок не более десяти рабочих дней с момента подачи заявления об оформлении абонентского номера.
Закон вводится в действие с 1 июля, отдельные нормы вводятся с 12 июля, 31 августа, 30 сентября 2025 года, 2 января 2026 года и 2 июля 2026 года.