Правительство постановлением от 21 июля 2025 года утвердило Концепцию развития нефтеперерабатывающей отрасли Республики Казахстан на 2025 - 2040 годы, сообщает prosud.kz.
В Казахстане отмечается наличие следующих системных проблем, препятствующих дальнейшему развитию и выходу нефтеперерабатывающей отрасли на новый качественный уровень:
- отсутствие Концепции долгосрочного развития нефтеперерабатывающей отрасли Казахстана с учетом новых региональных и мировых вызовов, точечный и краткосрочный характер мер для устранения износа оборудования;
- нехватка нефтеперерабатывающих мощностей в связи с растущими потребностями экономики;
- продолжительность перехода с ежегодного на увеличенный межремонтный период и внеплановые остановки из-за аварийности НПЗ;
- отсутствие графика перехода на производство моторных топлив по экологическим стандартам К5+ и авиатоплива Jet A-1;
- глубина переработки нефти ниже 90 %, т.е. ниже НПЗ мирового уровня, что потребует внедрения капиталоемких и технологически сложных процессов вторичной переработки;
- государственное регулирование оптовых и розничных цен на светлые нефтепродукты и, следовательно, диспаритет цен на нефтепродукты с соседними Россией, Узбекистаном, Арменией и Кыргызстаном, "серый" экспорт и перетоки нефтепродуктов, невыборка битума;
- отсутствие экспорта нефтепродуктов и конкурентоспособности НПЗ, отсутствие или нехватка хранилищ стратегических запасов нефтепродуктов;
- нехватка высококвалифицированного инженерно-технического персонала и эксплуатационного персонала из-за перетоков на проекты добычи нефти и газа;
- отсутствие специализированного НИИ, способного решать широкий спектр вопросов нефтепереработки и нефтехимии, в том числе по вопросам развития прикладной науки, сертификации и национальных стандартов по авиатопливу, подготовки и переподготовки кадров;
- отсутствие существенных результатов в ESG и базовой нефтехимии;
- отсутствие равнодоходности поставок нефти на внутренний и внешний рынки, что приводит к отсутствию экономических стимулов нефтедобывающих организаций по поставке нефти на НПЗ;
- низкое соотношение между объемами нефтедобычи и нефтепереработки;
- нехватка с 2030 года сырья для НПЗ в условиях истощения "зрелых" месторождений, что потребует вовлечения нефти "новых" месторождений "Тенгиз" и "Кашаган";
- отсутствие нормативной базы по определению сметной стоимости ремонтных работ технологического оборудования НПЗ, а также возможности применения международных стандартов при расширении НПЗ;
- производство невостребованной продукции мини-НПЗ;
- необходимость повышения вклада отрасли в ВВП страны и др.
В среднесрочной перспективе необходимо решить ожидаемую нехватку нефтепродуктов на внутреннем рынке и начать развивать экспортный потенциал в ближайшие регионы, для этого целесообразно:
- вначале использовать потенциал расширения действующих заводов;
- далее инициировать строительство нового НПЗ.
Вместе с тем целесообразно начинать проектирование нового НПЗ мощностью 10 млн тонн/год не позднее 2030 года и его строительство в 2032 году в связи с новым ожидаемым дефицитом светлых нефтепродуктов в 2036 году.
Такой вывод вытекает из оценки производства-потребления, например, дизтоплива, связанного с ростом населения с 20 до 27,7 млн человек и, следовательно, отечественного, а также транзитного транспорта:
- 2030 г. – расширение Шымкентского НПЗ с 6 до 12 млн тонн/год приведет к профициту дизтоплива 1,8 млн тонн;
- 2030 – 2036 гг. – увеличение потребности на дополнительные 2 млн. тонн, что приведет к нехватке 0,2 млн тонн дизтоплива, ежегодно возрастающей на 0,3-0,35 млн тонн до 2040 г.;
- 2032 – 2040 гг. – строительство нового НПЗ мощностью 10 млн. тонн/год (2030-2032 гг. – разработка ТЭО и ПСД);
- 2040 г. – полная обеспеченность внутреннего рынка ГСМ и, соответственно, экспорт на развивающиеся рынки Центральной, Южной и Юго-Западной Азии общей численностью на сегодня до 430 млн чел. в соответствии с прогнозами ОПЕК, ExxonMobil и Международного энергетического агентства от 2022-2023 гг.
Реализация Комплексного плана по снижению аварийности НПЗ требует:
- соблюдения нормативно-правовых актов, в том числе СТ РК 3731-2021 "Промышленность нефтяная и газовая. Техническое освидетельствование оборудования с учетом факторов риска", разработки стандартов организации, определяющих объемы и методы неразрушающего контроля оборудования и трубопроводов;
- обмена передовым зарубежным и отечественным опытом по внедрению риск-ориентированного стандарта ISO 55000 "Asset management";
- технического перевооружения и замены порядка 10 тыс. наименований оборудования, а также трубопроводов, энергооборудования, АСУТП и КИП и А (позволит стимулировать развитие внутристрановой ценности и повышение локализации планируемого к закупке технологического и иного оборудования);
- перехода на 3-хлетний и впоследствии на 4-хлетний межремонтный период эксплуатации и кратковременный технологический простой для замены и пересыпки катализаторов и сорбентов, подготовки к зимнему периоду;
- повышения квалификации и переподготовки специалистов;
- оптимизации закупочных процедур;
- утверждения методических рекомендаций по определению сметной стоимости ремонтных работ технологического оборудования, трубопроводов и сооружений НПЗ.
В период 2023-2028 годы продолжатся мероприятия для перехода с ежегодных 25-30 дней текущего ремонта и обеспечения работоспособности оборудования с заменой, восстановлением отдельных частей и к их регулировке до капитального ремонта раз в 3 года продолжительностью 40-45 дней с целью восстановления полного или приближенного к полному первоначальному ресурсу оборудования с заменой или восстановлением частей и их регулировке.
Развитие нефтеперерабатывающей отрасли приводит к необходимости создания специализированного отраслевого НИИ нефтепереработки и нефтехимии в Республике Казахстан.
К проактивным задачам НИИ относятся:
- Комплексное исследование нефтеперерабатывающей и нефтехимической отрасли в Республике Казахстан, выявление основных вызовов и возможностей для улучшения производства, определение целесообразности строительства новых мощностей НПЗ и НХЗ.
- Разработка стратегии исследований, ориентированной на инновационные технологии и процессы в нефтепереработке и нефтехимии.
- Оценка потенциала, внедрение экологически чистых и энергоэффективных технологий, снижение воздействия на окружающую среду.
- Анализ лучших мировых практик для внедрения в Казахстане и тиражирования в Центральной Азии.
- Разработка и реализация программы подготовки и переподготовки топ-менеджеров, высококвалифицированных специалистов и научных кадров для обеспечения устойчивости и продолжительности деятельности НИИ.
- Разработка мер по созданию партнерских отношений с ведущими международными НИИ и компаниями для обмена опытом, знаниями и технологиями.
- Разработка отраслевых нормативных актов, в том числе нормативных документов, национальных стандартов в области авиационных и моторных топлив (К6+ / Euro-6+).
- Взаимодействие с государственными структурами и бизнес-сообществом для внедрения исследовательских разработок в реальные производственные условия, в том числе производство катализаторов, вовлечение в переработку альтернативного сырья, повышение эффективности процессов и в целом – переосмысление традиционной архитектуры нефтепереработки и нефтехимии.
- Выдача допуска на производство авиатоплива в качестве независимой специализированной организации.
В период 2032-2040 годов будет продолжаться устойчивое и непрерывное улучшение деятельности крупных и малых НПЗ с учетом рекомендаций таких заинтересованных государственных органов, как агентства по защите и развитию конкуренции и финансового мониторинга.
Улучшение будет достигаться за счет развития биржевого механизма ценообразования и доли торгов, мер по сохранению баланса производства, потребления и запасов нефтепродуктов, устранения непродуктивных посредников, пересмотра и совершенствования паспортов производства по технологическим схемам, линейке продукции и кодов ТН ВЭД, требований производства 20 – 40% масс. подакцизных нефтепродуктов уровня К5 и К6 от общей выработки продукции в рамках соответствия принципам ESG, снижения технологических потерь и топлив.
Снижение количества внеплановых остановок и аварийных ситуаций достигается путем внедрения международного опыта по внедрению риск-ориентированного стандарта ISO 55000 "Asset management", а также:
- своевременностью проведения планово-предупредительных работ НПЗ (без переносов);
- своевременностью финансирования на системной основе мер по техническому обслуживанию и надзору оборудования;
- своевременностью комплектования новых объектов квалифицированными кадрами;
- недопущением круглогодичной работы НПЗ на предельных мощностях – от 95 до 105% от проектных;
- недопущением превышения расчетного срока службы оборудования 20-25 лет и своевременностью замены;
- стабильностью подачи внешних энергоресурсов;
- созданием и привлечением отраслевого НИИ нефтепереработки и нефтехимии для превентивного анализа и выработки мер по снижению внеплановых остановок.
Ожидаемые результаты:
- 100% обеспечение ГСМ растущих потребностей экономики в период 2032-2040 годы.
- Увеличение доли нефти месторождений "Кашаган" и "Тенгиз" в сырье НПЗ.
- 100% обеспеченность сырьем НПЗ.
- Экономический эффект от проектов расширения НПЗ – увеличение переработки нефти с 29,2 до 39,2 млн тонн/год.
- Снижение аварийности НПЗ.
- Увеличение надежности оборудования и межремонтного периода НПЗ с 1 до 3 лет.
- Уменьшение "серого" экспорта и перетоков нефтепродуктов с 42,5 до 1 тыс. тонн/год и законный экспорт.
Постановление введено в действие с 21 июля.