В частности, Регламент дополнен новым пунктом, где говорится:
По поручениям премьер-министра о необходимости принятия законодательных поправок в двухнедельный срок со дня поступления соответствующего поручения ответственным государственным органом вырабатывается видение процесса исполнения и его этапов.
Ответственный государственный орган в недельный срок со дня поступления соответствующего поручения на уровне курирующего политического государственного служащего определяет один из следующих механизмов исполнения:
При этом реализация указанного подхода осуществляется в порядке, установленном пунктом 124 Регламента.
В зависимости от предлагаемого механизма также определяются конкретные процедуры законотворческого процесса, предусмотренные законодательством РК, с четко регламентированными сроками их реализации.
Выработанные ответственным государственным органом подходы с соответствующими обоснованиями направляются на согласование в Министерство юстиции.
Согласование с Министерством юстиции обеспечивается в течение 3 рабочих дней со дня поступления подходов.
Согласованные с Министерством юстиции подходы вносятся ответственным государственным органом на имя руководителя Аппарата правительства с обязательным обоснованием причин применения указанных подходов.
В случае согласия с внесенными подходами резолюцией руководителя Аппарата правительства определяется срок их реализации.
Также уточняется, что поступившие в правительство проекты законов, инициированные депутатами Парламента, и проекты заключений Правительства к ним подлежат рассмотрению на заседании Межведомственной комиссии.
Подготовка проекта заключения правительства к проекту закона, инициированному депутатами Парламента, обеспечивается государственным органом, определенным в качестве ответственного поручением руководителя Аппарата правительства.
Государственные органы-соисполнители в течение 5 рабочих дней со дня поступления поручения, если в поручении не установлен иной, более короткий срок, обязаны представить свою позицию по проекту закона, инициированному депутатами Парламента, ответственному государственному органу для учета в подготовке проекта заключения правительства.
Ответственный государственный орган в течение 7 рабочих дней со дня поступления поручения, если в поручении не установлен иной, более короткий срок, представляет в министерство юстиции проект заключения правительства для рассылки членам Межведомственной комиссии, а также совместно с министерствами национальной экономики и финансов вносит на рассмотрение Межведомственной комиссии предварительные финансово-экономические расчеты в части возможного сокращения поступлений или увеличения расходов республиканского и местных бюджетов и (или) Национального фонда.
Межведомственной комиссией вырабатываются предложения по положительной либо иной оценке инициированного депутатами проекта закона.
С учетом предложений Межведомственной комиссии проект заключения правительства на государственном и русском языках в обязательном порядке согласовывается с прямо заинтересованными государственными органами, а также с министерствами юстиции, национальной экономики, финансов путем представления писем за подписью первых руководителей или уполномоченных ими должностных лиц в срок не более 3 рабочих дней со дня поступления.
В случае, если проект заключения Правительства находится на согласовании в государственном органе более 3 рабочих дней и ответ по нему не представлен, то такой проект считается по умолчанию "согласованным". При этом государственный орган, осуществляющий свод, в обязательном порядке указывает в своем сопроводительном письме о согласовании представленной информации с государственным органом "по умолчанию".
Проект заключения Правительства включает сведения о нормах, предусматривающих сокращение поступлений или увеличение расходов республиканского и местных бюджетов и (или) Национального фонда, заключение Республиканской бюджетной комиссии по таким нормам, сведения о соответствии предлагаемых проектом закона норм Конституции действующим законодательным актам, целесообразности их принятия, нормах, предусматривающих введение регуляторного инструмента и связанных с ним требований или осуществление ужесточения регулирования в отношении субъектов частного предпринимательства, возможных негативных социально-экономических последствиях, а также сведения о нормах, для реализации которых потребуется принятие подзаконного нормативного правового акта.
В случае установления необходимости проведения анализа регуляторного воздействия в проекте заключения Правительства излагается концептуальная позиция (четко указывается позиция о поддерживаемых, частично поддерживаемых и не поддерживаемых поправках) по соответствующим нормам с указанием о дополнительном представлении результатов анализа регуляторного воздействия.
При этом анализ регуляторного воздействия проводится государственным органом, осуществляющим руководство в отрасли или сфере государственного управления, в которой предусматриваются введение регуляторного инструмента, связанных с ним требований или осуществление ужесточения регулирования в отношении субъектов частного предпринимательства, в порядке, определяемом уполномоченным органом по предпринимательству.
Результаты анализа регуляторного воздействия в течение 3 рабочих дней со дня его завершения направляются в Парламент за подписью первого руководителя соответствующего государственного органа.
При внесении в Аппарат правительства проектов заключений правительства на проекты законов, инициированные депутатами Парламента, подготовленных в соответствии с Регламентом, разработчик прилагает к ним в форме электронного документа копию протокольного решения Межведомственной комиссии, копии писем прямо заинтересованных государственных органов, а также министерств юстиции, национальной экономики и финансов за подписью первого руководителя государственного органа либо уполномоченного им должностного лица.
При необходимости к проекту заключения Правительства разработчиком прикладываются финансово-экономические расчеты в части возможного сокращения поступлений или увеличения расходов республиканского и местных бюджетов и (или) Национального фонда.
Проект заключения Правительства вносится в Аппарат правительства на государственном и русском языках в формате электронного документа не позднее 15 рабочих дней со дня регистрации в Аппарате правительства инициированного депутатами Парламента проекта закона, если в поручении руководителя Аппарата правительства не установлены иные, более короткие сроки.
Проект заключения правительства письмом за подписью руководителя Аппарата правительства направляется на согласование в Администрацию президента.
В случае, если для реализации поддерживаемого проектом заключения правительства проекта закона необходимо принятие подзаконных нормативных правовых актов, уполномоченные государственные органы незамедлительно приступают к разработке их предварительных проектов.
Проект заключения правительства после согласования его с Администрацией президента подлежит обязательной презентации и голосованию членами правительства.
Проголосованный на заседании правительства проект заключения Правительства вносится на подпись премьер-министру в течение 1 рабочего дня.
В срок не позднее 15 рабочих дней со дня одобрения проекта заключения на заседании правительства ответственный государственный орган письмом за подписью первого руководителя либо уполномоченного им должностного лица направляет для ознакомления предварительные проекты подзаконных нормативных правовых актов, необходимых для реализации проекта закона, депутатам Парламента, инициировавшим проект закона, в Аппарат правительства и министерство юстиции.
В случае, если разработка проекта подзаконного нормативного правового акта относится к компетенции другого государственного органа, то данный государственный орган представляет соответствующий проект ответственному государственному органу в течение 10 рабочих дней со дня одобрения проекта заключения на заседании правительства.
Во исполнение поручений президента и премьер-министра, требующих незамедлительного внесения изменений в законодательные акты, при наличии согласованного подхода ответственный государственный орган разрабатывает соответствующие поправки в проект закона и направляет их в виде сравнительной таблицы министерствам юстиции, национальной экономики, финансов и другим прямо заинтересованным государственным органам для согласования и выработки согласованной позиции правительства.
В случае, если для реализации предлагаемых поправок необходимо принятие подзаконных нормативных правовых актов, прилагаются их предварительные проекты.
Согласующие государственные органы, а также Национальная палата предпринимателей Республики Казахстан и члены экспертных советов субъектов предпринимательства направляют свои предложения или возражения на вносимые в проект закона поправки ответственному государственному органу в течение 7 календарных дней со дня их поступления.
При необходимости ответственный государственный орган или иной заинтересованный государственный орган самостоятельно направляют соответствующие изменения и дополнения на рассмотрение Республиканской бюджетной комиссии либо консультативно-совещательных органов при правительстве.
Ответственный государственный орган после согласования поправок с первыми руководителями заинтересованных государственных органов вносит в Аппарат правительства согласованную позицию, сравнительную таблицу, проект письма в адрес Парламента, проекты подзаконных нормативных правовых актов (при наличии).
Проект письма в адрес Парламента должен содержать основания разработки поправок с развернутой характеристикой целей, задач и основных положений, а также обоснования причин выбора соответствующего проекта закона, находящегося на рассмотрении Парламента, в который предлагается внести поправки.
Согласованная позиция правительства с вложением сопутствующих документов письмом за подписью руководителя Аппарата правительства направляется на согласование в Администрацию президента.
После согласования с Администрацией президента согласованная позиция правительства выносится на презентацию, а затем на заседание для последующего голосования либо на заочное голосование членов правительства.
По итогам одобрения согласованной позиции правительства в адрес Парламента направляется соответствующее письмо за подписью премьер-министра с вложением сопутствующих документов.
Запрещается вносить письма в адрес Парламента с предложениями о внесении поправок в проекты законов за подписью первых руководителей государственных органов и иных должностных лиц.
Уполномоченные государственные органы обязаны неукоснительно соблюдать согласованную позицию правительства в палатах Парламента.
Государственным органам запрещается направлять по своей инициативе письма в адрес руководства правительства, Администрации президента с предложениями о внесении поправок в проекты законов, находящиеся на рассмотрении Парламента, в порядке, предусмотренном настоящим пунктом.
Порядок участия должностных лиц центральных государственных органов-разработчиков на заседаниях в палатах Парламента по рассмотрению проектов законов:
Контроль за соблюдением данного порядка вышеуказанными лицами, а также явкой в Парламент уполномоченных правительством других должностных лиц государственных органов, в том числе для участия в правительственных часах, парламентских слушаниях и других мероприятиях, проводимых в Парламенте, осуществляет представитель правительства в Парламенте. В случаях нарушения данного порядка либо неявки представитель правительства в Парламенте вносит на рассмотрение премьер-министра предложения о наказании виновных должностных лиц.
Участвующие на заседаниях палат Парламента по рассмотрению проектов законов должностные лица центральных государственных органов обязаны быть профессионально подготовленными по вопросам, рассматриваемым на данных заседаниях, в целях предоставления депутатам исчерпывающих и обоснованных ответов на поставленные ими вопросы.
В случае, если на заседаниях палат Парламента принимаются поправки, реализация которых предполагается на подзаконном уровне, уполномоченные государственные органы обязаны обеспечивать заблаговременную разработку предварительных проектов подзаконных нормативных правовых актов, которые содержат концептуальное видение реализации законодательных норм.
Ответственность за качество подготовки должностных лиц и их явку на заседания в палатах Парламента возлагается на первых руководителей центральных государственных органов.
Постановление введено в действие с 28 июля.
Мы сообщали, что в Казахстане с 1 июля 2026 года начнут действовать новые Правила составления отчета об исполнении республиканского бюджета.