Документ инициирован депутатами Мажилиса Парламента РК.
Разработчики поясняют, что субъекты Государственного энергетического реестра (ГЭР), которые потребляют энергетические ресурсы в объеме, эквивалентном 1500 и более тонн условного топлива в год, разрабатывают и утверждают план мероприятий по энергосбережению и повышению энергоэффективности по итогам проведенного энергоаудита или экспресс-энергоаудита. План мероприятий со сроком на 5 лет разрабатывается и утверждается в течение 6 месяцев со дня получения заключения по энергосбережению и повышению энергоэффективности. План мероприятий прикладывается к ежегодной отчетности в ГЭР.
Однако на практике это требование не выполняется.
Не предоставление и не реализация плана мероприятий ведет к не снижению удельных расходов объема потребления энергетических ресурсов и воды на единицу продукции, площади зданий, строений и сооружений до величин, определенных по итогам энергоаудита или экспресс-энергоаудита. Это приводит к росту энергозатрат, снижению энергоэффективности экономики, повышению нагрузки на энергосистему страны и, как следствие, не снижению энергоемкости отрасли, ВРП, ВВП и в целом не достижению стратегических целей Казахстана по снижению энергоемкости. Это обуславливает необходимость усиления государственного контроля и обновления соответствующих регуляторных инструментов.
Проектом предлагается введение административной ответственности за отсутствие утвержденного плана мероприятий по энергосбережению и повышению энергоэффективности у субъекта ГЭР – штраф на субъектов малого предпринимательства в размере 5, на субъектов среднего предпринимательства, а также некоммерческие организации, потребляющие энергетические ресурсы в объеме, эквивалентном более 1 500 тонн условного топлива в год, – в размере 10, на субъектов крупного предпринимательства – в размере 100 МРП.
За повтор в течение года размеры штрафов удваиваются.
Предлагаемый размер штрафа определяется с учетом принципов соразмерности, превентивности и экономической обоснованности административных санкций.
Уполномоченный орган в рамках осуществления государственного контроля в области энергосбережения и повышению энергоэффективности, будет вправе возбуждать дела об административном правонарушении, на основании контроля исполнения предписаний об устранении выявленных нарушений в результате проверки и профилактического контроля с посещением субъекта (объекта) контроля.
Проект находится на публичном обсуждении на портале "Открытые НПА" до 5 декабря.