Минюст приказом от 28 ноября 2025 года утвердил Требования к правилам внутреннего контроля в целях противодействия легализации доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения для нотариусов, сообщает prosud.kz.
В документе говорится, что к субъектам финансового мониторинга относятся нотариусы, осуществляющие нотариальные действия с деньгами и (или) иным имуществом.
Внутренний контроль осуществляется в целях:
- обеспечения выполнения субъектами требований закона о ПОД/ФТ/ФРОМУ;
- поддержания эффективности системы внутреннего контроля на уровне, достаточном для управления рисками легализации ОД/ФТ/ФРОМУ;
- минимизации рисков легализации ОД/ФТ/ФРОМУ.
В рамках организации внутреннего контроля в целях ПОД/ФТ/ФРОМУ субъектами обеспечивается:
- разработка и принятие правил внутреннего контроля в соответствии с Требованиями, включающими проведение службой внутреннего аудита организации либо иным органом, уполномоченным на проведение внутреннего аудита, оценки эффективности внутреннего контроля в целях ПОД/ФТ/ФРОМУ, а также независимого аудита, в случае наличия решения на его проведение;
- наличие личного кабинета, обеспечивающее электронное взаимодействие с уполномоченным органом по финансовому мониторингу.
Программа организации внутреннего контроля в целях ПОД/ФТ/ФРОМУ включает процедуры:
- применения информационных систем и программных обеспечений, используемых для осуществления внутреннего контроля в целях ПОД/ФТ/ФРОМУ;
- отказа клиентам в установлении деловых отношений и прекращении деловых отношений, отказа в проведении операции с деньгами или иным имуществом, и принятия мер по замораживанию операций с деньгами или иным имуществом;
- признания операции клиента, имеющей характеристики, соответствующие типологиям, схемам и способам легализации ОД/ФТ/ФРОМУ в качестве подозрительной;
- предоставления сведений и информации об операциях, подлежащих финансовому мониторингу, о фактах отказа клиенту в установлении деловых отношений, прекращения деловых отношений с клиентом, отказа в проведении операции с деньгами или иным имуществом, о мерах по замораживанию операций с деньгами или иным имуществом уполномоченному органу по финансовому мониторингу, включая указания и регламенты работы в информационных системах и программном обеспечении, используемых для передачи сведений, информации и документов в уполномоченный орган по финансовому мониторингу.
- подготовки и представления уполномоченным органам по финансовому мониторингу управленческой отчетности по результатам оценки эффективности внутреннего контроля в целях ПОД/ФТ/ФРОМУ службой внутреннего аудита организации либо иным органом, уполномоченным на проведение внутреннего аудита, а также проведения независимого аудита, в случае наличия решения на его проведение;
- идентификации клиента (его представителя) и бенефициарного собственника, в том числе особенности процедур применения упрощенных и усиленных мер проверки клиента (его представителя) и бенефициарного собственника, юридического лица-нерезидента, иной иностранной структуры без образования юридического лица;
- признания субъектами сложной, необычно крупной операции, подлежащей изучению, в качестве подозрительной операции;
- оценки, определения, документального фиксирования и обновления результатов оценки рисков легализации ОД/ФТ/ФРОМУ;
- разработки мер контроля, процедуры по управлению рисками легализации ОД/ФТ/ФРОМУ и снижению рисков легализации ОД/ФТ/ФРОМУ;
- классификации своих клиентов с учетом степени риска, оценки рисков легализации ОД/ФТ/ФРОМУ;
- хранения всех документов и сведений, в том числе по разовым операциям, а также, полученных по результатам надлежащей проверки клиента (его представителя) и бенефициарного собственника, включая досье клиента (его представителя) и бенефициарного собственника и переписку с ним, согласно номенклатуры, утвержденной субъектом, но не менее пяти лет со дня прекращения деловых отношений с клиентом (его представителем) и бенефициарным собственником или после даты разовой сделки, с учетом возможности их использования в качестве доказательства в суде, чтобы они могли быть своевременно доступны уполномоченному органу по финансовому мониторингу, а также иным государственным органам в соответствии с их компетенцией.
- предоставление в уполномоченный орган по финансовому мониторингу сведений и информации о подозрительной деятельности клиента, подлежащей финансовому мониторингу, которые содержат данные о субъекте финансового мониторинга, об операциях, а также информацию об участниках операции, признаках определения подозрительной деятельности, дополнительную информацию по подозрительной деятельности, подлежащей финансовому мониторингу.
Сведения, информация об операциях, подлежащих финансовому мониторингу, а также документы, подтверждающие исполнение требований, установленных Законом о ПОД/ФТ/ФРОМУ, субъектами финансового мониторинга предоставляются посредством личного кабинета.
Личный кабинет субъекта финансового мониторинга содержит:
- результаты оценки степени подверженности услуг (продуктов) рискам легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, финансирования терроризма и финансирования распространения оружия массового уничтожения;
- правила внутреннего контроля;
- сертификат о прохождении тестирования на знание закона о ПОД/ФТ/ФРОМУ.
Функции субъектов в соответствии с программой организации внутреннего контроля включают:
- разработку, внесение изменений или дополнений в ПВК;
- организацию и контроль за представлением сведений и информации об операциях, подлежащих финансовому мониторингу, в уполномоченный орган по финансовому мониторингу в соответствии с законом о ПОД/ФТ/ФРОМУ;
- принятие решений о признании операций клиентов подозрительными;
- принятие решений об отнесении операций клиентов к сложным, необычно крупным операциям, к операциям, имеющим характеристики, соответствующие типологиям, схемам и способам легализации ОД/ФТ/ФРОМУ;
- принятие решений о приостановлении либо об отказе от проведения операций клиентов и необходимости направления в уполномоченный орган по финансовому мониторингу;
- исполнение решений уполномоченного органа по финансовому мониторингу о приостановлении проведения подозрительной операции;
- принятие решений об установлении, продолжении либо прекращении деловых отношений с клиентами;
- документальное фиксирование принятых решений в отношении операции клиента (его представителя) и бенефициарного собственника;
- формирование досье клиента на основании данных, полученных в результате реализации ПВК;
- принятие мер по улучшению системы управления рисками и внутреннего контроля;
- обеспечение мер по хранению всех документов и сведений;
- обеспечение конфиденциальности сведении, полученной при осуществлении своих функций.
Типы клиентов, чей статус или деятельность повышают риск легализации ОД/ФТ/ФРОМУ, включают, но не ограничиваются:
- публичные должностные лица, их супруги и близкие родственники, а также юридические лица, бенефициарными владельцами которых являются указанные лица;
- лица без гражданства;
- граждане РК, не имеющие адреса регистрации или пребывания в РК;
- организации и лица, включенные в список лиц, причастных к террористической деятельности, а также организации и лица, бенефициарными собственниками которых являются указанные лица либо находящиеся под контролем и действующие в интересах указанных лиц.
Список и Перечни размещаются на официальном интернет-ресурсе уполномоченного органа по финансовому мониторингу.
Субъекты и их работники не вправе извещать клиентов и иных лиц о получении от уполномоченного органа по финансовому мониторингу перечня организаций и лиц, совершающих подозрительные операции с деньгами и (или) иным имуществом;
- некоммерческие организации в организационно-правовой форме фондов, религиозных объединений;
- лица, расположенные (зарегистрированные) в иностранных государствах, указанных в пункте 18 настоящих Требований, а также расположенные в РК филиалы и представительства таких лиц;
- клиент, в отношении которого имеются основания для сомнения в достоверности полученных данных;
- клиент настаивает на поспешности проведения операции либо на нестандартных или необычно сложных схемах расчетов, использование которых отличаются от обычной практики субъектов;
- клиент, в отношении которого ранее были высказаны подозрения;
- клиент (его представитель) и бенефициарный собственник совершает действия, направленные на уклонение от процедур надлежащей проверки клиента (его представителя) и бенефициарного собственника, предусмотренных Законом о ПОД/ФТ/ФРОМУ.
Типы клиентов, чей статус или деятельность понижают риск легализации ОД/ФТ/ФРОМУ, включают, но не ограничиваются:
- государственные органы РК, а также юридические лица, контроль над которыми осуществляется государственными органами;
- организации, акции которых включены в официальный список фондовой биржи РК и (или) фондовой биржи, организации, осуществляющие клиринговую деятельность по сделкам с финансовыми инструментами иностранного государства;
- международные организации, расположенные на территории РК либо участником которых является РК.
- лица, расположенные (зарегистрированные) в иностранных государствах, указанных в пункте 19 настоящих Требований, а также расположенные в РК филиалы и представительства таких лиц.
Услуги субъектов, повышающие риск легализации ОД/ФТ/ФРОМУ, включают, но не ограничиваются, когда клиент:
- настаивает на поспешности нотариальных действий;
- настаивает на нестандартных или необычно сложных схемах расчетов, использование которых отличаются от обычной практики;
- совершает действия, направленные на уклонение от процедур финансового мониторинга;
- по операциям ранее был признан подозрительным.
Способы предоставления продукта (услуги), повышающие риск легализации ОД/ФТ/ФРОМУ, включают, но не ограничиваются:
- осуществление операции без физического присутствия клиента (его представителя);
- использование услуг третьих сторон для применения мер надлежащей проверки клиента в отношении клиента (его представителя) и бенефициарного собственника.
Субъекты при проведении надлежащей проверки клиента (его представителя) и бенефициарного собственника идентифицируют их по следующим обязательствам:
- идентификация клиента (его представителя) и бенефициарного собственника и подтверждение личности клиента с использованием надежных, независимых первичных документов, данных или информации;
- определение бенефициарного собственника и принятие разумных мер по проверке личности бенефициарного собственника, которые позволяет субъекту считать, что ему известно, кто является бенефициарным собственником. Для юридических лиц и иностранных структур без образования юридического лица это должно включать получение информации субъектом о структуре управления и собственности клиента;
- понимание и, когда это необходимо, получение информации о целях и предполагаемом характере деловых отношений;
- проведение на постоянной основе надлежащей проверки деловых отношений и полный анализ сделок, совершенных в рамках таких отношений для того, чтобы убедиться в соответствии проводимых сделок сведениям субъектов о клиенте (его представителе) и бенефициарном собственнике, его хозяйственной деятельности и характере рисков, в том числе, когда необходимо, об источнике средств;
- в отношении иностранных структур без образования юридического лица юридических образований, личных данных, занимающих эквивалентные или похожие должности.
Программа мониторинга и изучения операций клиентов включают, но не ограничивается:
- перечень признаков необычных и подозрительных операций, составленный на основе признаков определения подозрительных операций, утверждаемых уполномоченным органом по финансовому мониторингу, а также разработанных субъектами самостоятельно;
- процедуру выявления операции клиента, имеющей характеристики, соответствующие типологиям, схемам и способам легализации ОД/ФТ/ФРОМУ, утвержденным уполномоченным органом по финансовому мониторингу;
- порядок принятия и описание мер, принимаемых субъектами в отношении клиента и его операций при осуществлении клиентом систематически и (или) в значительных объемах необычных и (или) подозрительных операций;
- порядок осуществления постоянного усиленного мониторинга финансовых операций, принятых на обслуживание клиентов, являющихся публичными должностными лицами, их супругом (супругой) и близкими родственниками, а также чьими бенефициарными собственниками являются указанные лица независимо от формы их осуществления и суммы, на которую они совершены либо могут или могли быть совершены, включая установление источника происхождения денежных средств и (или) иного имущества таких клиентов.
Решение о признании (непризнании) операции клиента в качестве подозрительной операции Субъекты принимают самостоятельно на основании имеющейся в его распоряжении сведений и документов, характеризующих статус и деятельность клиента (его представителя) и бенефициарного собственника, осуществляющего операцию, а также информации о финансово-хозяйственной деятельности, финансовом положении и деловой репутации клиента.
Субъекты представляют в уполномоченный орган по финансовому мониторингу сообщения о совершении подозрительной операции с деньгами и (или) иным имуществом, не позднее рабочего дня, следующего за днем принятия соответствующего решения (совершения действия) электронным способом посредством выделенных каналов связи.
Сообщения о совершенных операциях с деньгами или иным имуществом, которые не были признаны подозрительными до их проведения, представляются субъектами в уполномоченный орган по финансовому мониторингу не позднее двадцати четырех часов после признания операции подозрительной.
Приказ вводится в действие с 13 декабря.