Как говорила маленькая девочка , все вещи должны приносит свою пользу. «От уксуса – куксятся… от горчицы – огорчаются, от лука – лукавят, от вина – винятся, а от сдобы – добреют». Это правда, все мы с вами потребители, и должны получать то, что должно быть, а не другое. Поэтому хотела бы остановиться на делах о защите прав потребителей, так как по ним поступило несколько вопросов.
Главное помнить, что потребители имеют право на:
- надлежащее качество товара (работы, услуги);
- возмещение в полном объеме убытков (вреда), причиненных их жизни, здоровью и (или) имуществу вследствие недостатков товара (работы, услуги);
- защиту прав и законных интересов;
Если более конкретно, то это у потребителя есть право:
- на безопасность товаров, работ, услуг для жизни, здоровья, имущества и окружающей среды;
- на получение необходимой и достоверной информации о предлагаемых товарах, работах, услугах и об их изготовителях, продавцах, исполнителях;
- на соблюдение установленных сроков передачи товаров, выполнения работ и оказания услуг;
- на обмен, а при невозможности обмена – на возврат неподошедшего ему товара надлежащего качества;
- на возврат товара в определенных случаях;
- на возмещение вреда, причиненного его жизни, здоровью или имуществу;
- на компенсацию морального вреда;
- на возмещение причиненных убытков.
Кто хочет ознакомиться более подробно, то есть специальный закон, который регламентирует эти отношения. Это Закон РК «О защите прав потребителей», есть и НП ВС «О практике применения судами законодательства о защите прав потребителей».
Практика рассмотрения этих дел также есть, дела в открытом доступе. Нельзя опускать руки, если ваши права нарушены! Юристы вам помогут решить возникшие проблемы... и очень часто без суда.
Елена Максюта,
судья Верховного суда Республики Казахстан