Лицо, чьи права и свободы непосредственно затрагиваются действием (бездействием) и (или) решением органа (должностного лица), осуществляющего производство по делу об адмправонарушении, вправе обратиться с жалобой в вышестоящий орган (должностному лицу) и (или) в суд:
Жалоба подается в орган (должностному лицу), суд, чьи действия (бездействие) и решения обжалуются, который обязан в течение трех суток со дня поступления жалобы направить ее в вышестоящий орган (должностному лицу), соответствующий суд.
Жалоба может быть подана непосредственно в вышестоящий орган (должностному лицу), суд, уполномоченный их рассматривать.
Жалобы могут быть устные и письменные.
Устные жалобы заносятся в протокол, который подписывают заявитель и должностное лицо, принявшее жалобу. Устные жалобы, излагаемые лицами на приеме у соответствующих должностных лиц, разрешаются на общих основаниях с жалобами, представленными в письменном виде.
Лицо, подавшее жалобу, вправе ее отозвать. Лицо, в отношении которого возбуждено дело, потерпевший вправе отозвать жалобу своего защитника, представителя, кроме законного представителя. Жалоба, поданная в интересах лица, в отношении которого возбуждено дело, может быть отозвана лишь с их письменного согласия. Отзыв жалобы не препятствует ее повторной подаче.
Лицо вправе обратиться в вышестоящий орган (должностному лицу) и (или) в суд с жалобой в течение двух месяцев со дня, когда ему стало известно о нарушении его прав, свобод и законных интересов.
Пропуск срока подачи жалобы не является основанием отказа в принятии жалобы. Причины пропуска срока выясняются при рассмотрении жалобы по существу и могут являться одним из оснований отказа в удовлетворении жалобы.
Рассматривая жалобу, судья или орган (должностное лицо) обязан всесторонне проверить изложенные в ней доводы, при необходимости истребовать дополнительные материалы, получить от соответствующих должностных лиц, физических и юридических лиц пояснения относительно обжалуемых действий (бездействия) и решений.
Жалоба подлежит рассмотрению в течение десяти суток со дня поступления. Срок рассмотрения жалобы может быть продлен при необходимости до десяти суток. Неявка надлежащим образом уведомленного (извещенного) лица не является препятствием к рассмотрению жалобы.
Важная деталь, на которую стоит обратить внимание (я бы сказал, очень стоит). Согласно действующему законодательству об адмправонарушениях, обжалование протокола об адмправонарушениях в порядке Главы 44 КоАП не предусмотрено, что исключает возможность его отмены. Поэтому жалобу необходимо подавать на действия должностного лица по составлению протокола об адмправонарушении.
Вместе с тем, согласно ч. 2 ст. 8 КоАП, суд, органы (должностные лица), уполномоченные рассматривать дела об административных правонарушениях, при производстве по делам об административных правонарушениях обязаны точно соблюдать требования Конституции РК, настоящего Кодекса, иных нормативных правовых актов, указанных в ст. 1 настоящего Кодекса. Конституция РК имеет высшую юридическую силу и прямое действие на всей территории республики. В случае противоречия между правилами, установленными законом и Конституцией РК, действуют положения Конституции.
В силу ч. 4 ст. 8 КоАП, нарушение закона судом, органами (должностными лицами), уполномоченными рассматривать дела об административных правонарушениях, при производстве по делам об административных правонарушениях, недопустимо и влечет за собой установленную законом ответственность, признание недействительными принятых актов и их отмену.
В соответствии с ч. 2 ст. 829-11 КоАП, суд при рассмотрении дела, жалобы, протеста обязан выяснить правильно ли составлен протокол об административном правонарушении, имеются ли обстоятельства, исключающие производство по делу, обстоятельства, позволяющие не привлекать лицо к административной ответственности, а также выяснить другие обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Ч. 1 ст. 843 КоАП предусмотрено, что существенными нарушениями процессуальных норм настоящего Кодекса признаются нарушения принципов и иных общих положений настоящего Кодекса при производстве по делу и его рассмотрении, которые путем лишения или стеснения гарантированных законом прав участвующих в деле лиц, несоблюдения процедуры производства по делу об административном правонарушении или иным путем помешали всесторонне, полно и объективно исследовать обстоятельства дела, повлияли или могли повлиять на вынесение законного и обоснованного постановления.
В ч. 3 ст. 843 КоАП указано, что постановление подлежит отмене во всяком случае:
Ч. 5 ст. 843 КоАП гласит, что если при рассмотрении дела об административном правонарушении было допущено какое-либо иное существенное нарушение процессуальных норм, судья проводит рассмотрение дела, принимая при этом меры к устранению допущенного нарушения, отменяет соответственно постановление суда, вышестоящего органа (должностного лица) и с учетом результатов рассмотрения дела выносит новое постановление.
Подводя итог, хочу выразить свое мнение: протокол об адмправонарушении отменить нельзя. Неважно кто, суд или должностное лицо госоргана, установив, что протокол об адмправонарушении был составлен с нарушением процедуры, при рассмотрении дела, жалобы на постановление, протеста признает протокол об адмправонарушении недопустимым доказательством по делу.
Орган (должностное лицо) или судья, рассматривающие жалобу, но уже в порядке Главы 44 КоАП, обязаны в пределах своих полномочий немедленно принять меры к восстановлению нарушенных прав и законных интересов участников производства по делу об адмправонарушении, а также иных лиц.
Фархад Камалов,
председатель специализированного суда по административным правонарушениям города Усть-Каменогорск