Итоги госаудита эффективности политики цифрового развития подвели в ВАП

6 февраля 2025 г. 15:06
Алан Марат
фото: Фото: из открытых источников

Завершился государственный аудит эффективности политики цифрового развития. Его результаты рассмотрены на заседании Высшей аудиторской палаты под председательством Алихана Смаилова, сообщает prosud.kz.

Читать на сайте prosud.kz

Аудиторские мероприятия затронули МЦРИАП, а также другие ключевые организации в этой сфере: Центр поддержки цифрового правительства, АО «Национальные информационные технологии», Парк инновационных технологий, технопарк Astana Hub и другие.

Проведенный аудит выявил ряд недостатков и факторов, сдерживающих темпы цифрового развития республики.

В этой сфере характерны частые изменения законодательства, серьезные отставания в реализации крупных мероприятий, предусмотренных стратегическими документами. Кроме того, отмечены пробелы в исполнении государственных программных документов и тенденция переноса сроков отдельных мероприятий.

Наблюдается нехватка отечественных информационных технологий и зависимость от импорта данных технологий и средств информатизации.

Установлено некачественное оказание услуг по развитию архитектуры «электронного правительства»: на архитектурном портале отсутствует точный учет сведений об объектах информатизации, по 49 системам нет необходимых документов, по 29 информсистемам не указаны статусы о жизненном цикле, 115 систем находятся в опытной эксплуатации более 1 года.

В ходе заседания председатель ВАП Алихан Смаилов подчеркнул, что без качественной цифровизации невозможно повысить эффективность работы госорганов и продуктивность экономики.

Надо качественно ввести в эксплуатацию Единую цифровую платформу «GovTech» и быстрее перевести на нее все информационные системы государственных органов и квазигосударственных организаций. Это повысит эффективность их работы через полную интеграцию, взаимное использование актуальных данных, единых реестров и классификаторов. Также необходимо ускорить цифровизацию в отраслях экономики. В первую очередь в здравоохранении, промышленности, транспорте, строительстве и других. Для этого нужно усилить координационную роль МЦРИАПа, — Алихан Смаилов

Как следует из материалов аудита, на создание пяти центров технологического развития и одного венчурного фонда в рамках АКФ «Парк инновационных технологий» в 2016–2017 годах из бюджета было выделено 4,9 млрд тенге. Деятельность трех центров в итоге оказалась нецелесообразной и безрезультативной, две компании функционируют без перспективных планов развития. Таким образом, 3 млрд тенге использованы неэффективно.

Результативность и успешность инвестиций в 95 стартапов, профинансированных за счет бюджета через АКФ «ПИТ» на сумму свыше 987 млн тенге, не подтверждается. При этом 32 организации, получившие финансирование в 2018–2020 годах, ликвидированы, 18 из них — в принудительном порядке. Еще 21 компания представляет нулевые формы налоговой отчетности, что говорит об отсутствии деятельности.

Помимо бюджетных средств, в АКФ «ПИТ» с 2015 по 2024 год поступил 41 млрд тенге от недропользователей в качестве обязательств по финансированию научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (НИОКР). При этом экспертная комиссия АКФ «ПИТ» не несет ответственности за обеспечение НИОКР, что ставит под сомнение транспарентность и однородность принимаемых решений в данном направлении. В результате 179 проектов на 14,8 млрд тенге в основном были направлены на решение текущих задач бизнеса и не содействовали развитию науки и созданию новых технологий, — пресс-служба ВАП

Кроме того, выявлены факторы, способствующие выводу средств, предусмотренных для реализации проектов НИОКР, что требует срочного введения прозрачных механизмов управления и отчетности в АКФ «ПИТ».

АО «Национальные информационные технологии» обслуживает 34 информсистемы, 85% из которых имеют устаревшие технологии и функционируют на монолитном коде, что делает их нерационально масштабными для обновлений и изменений. Из 50 объектов информатизации, закрепленных за АО «НИТ», 28 информсистем и один аппаратно-программный комплекс фактически не сопровождаются вследствие их неактуальности.

В целом по итогам аудита установлены финансовые нарушения на 1,1 млрд тенге.

Неэффективное планирование бюджетных средств и активов составило 2,2 млрд тенге, а их неэффективное использование — 46,5 млрд тенге.

Также выявлено 45 системных недостатков и 143 процедурных нарушения.

Алихан Смаилов МЦРИАП РК Казахстан Высшая аудиторская палата