В Турксибском районном суде города Алматы состоялись слушания и судебные прения по делу бывшего президента Международного аэропорта Алматы (МАА) Айбола Бекмухамбетова и экс-начальника службы авиаГСМ Куаныша Тумышева, которых обвиняют в присвоении и растрате чужого вверенного имущества.
26 декабря в суде допросили преемника руководителя алматинской воздушной гавани Болата Ержанова. Он занял пост президента МАА в 2018 году и проработал на нем около трех лет. Расследование в отношении подсудимых было начато по его заявлениям.
Обвинение считает, что Бекмухамбетов, Тумышев и Артур Лукашкин (владелец компании ТОО «Тarlan Aero», обслуживающей самолеты иностранных компаний) похитили авиатопливо на 1 млн 250 тыс. долларов. Лукашкина перевели в свидетели по данному делу в связи с тем, что он раскаялся и возместил 300 тыс. долларов. Остальную сумму обвинение требует взыскать с Бекмухамбетова и Тумышева.
Судья Динасыл Жанаткызы в ходе допроса свидетеля Болата Ержанова поинтересовалась у него, каким образом была определена доля Артура Лукашкина в хищении?
Мы хотели по этому делу прекратить заранее и хотели получить эти деньги с «Тarlan Aero». «Тarlan Aero» оплатил часть суммы, про остальное Лукашкин сказал: «Я не должен. Все вопросы к бывшему руководству», – Болат Ержанов
Судья также отметила, что алматинский аэропорт принадлежит уже другим акционерам – турецкой компании TAV Airports Holding – и, по их информации, на балансе аэропорта нет недостач или долгов. Динасыл Жанаткызы спросила у инициатора расследования, кому должна быть возмещена сумма почти в 1 млн долларов, которые якобы были похищены?
Когда аэропорт принадлежал предыдущему акционеру, убытка как такового на бумагах не было видно, но сама схема предусматривает то, что фиктивно топливо списывалось, которое должно было на нужды аэропорта идти. Это суд определит, есть ущерб или нет. В пользу аэропорта или государства, даже не знаю, как примете решение, – Болат Ержанов
В ходе судебного заседания сторона защиты еще раз указала на то, что к преследованию Айбола Бекмухамбетова может быть причастна экс-член совета директоров МАА Раушан Сагдиева. Представитель государственного обвинения попросил суд вынести частное постановление в ее отношении.
Считаю, что данные показания в суде служат основанием для начала досудебного расследования. Учитывая данные обстоятельства, прошу вынести частное постановление в отношении Раушан Сагдиевой и для принятия решения направить в ДКНБ по Алматы, – старший прокурор авиационной транспортной прокуратуры Ержан Сагимбеков
Сторона защиты попросила вызвать в суд для допроса экс-члена совета директоров МАА Раушан Сагдиеву и бывшего главу алматинского департамента КНБ Нурлана Мажилова. Айбол Бекмухамбетов заявил, что именно эти лица давали указания по его преследованию. Суд удовлетворил ходатайство.
Слушания 28 декабря начались с того, что секретарь судебного заседания проинформировала, что вызвать в суд Раушан Сагдиеву не удалось, так как ее телефон не отвечал.
Адвокат экс-президента МАА Инесса Кисилева обратила внимание судьи на то, что ряд свидетелей по делу заявили, что они давали показания на казахском языке, а протокол допроса был составлен на русском и они его подписали, не читая. Кроме того, в некоторых протоколах свидетелей указаны одинаковые даты и время проведения допросов, повторяются фразы. Сторона защиты попросила признать эти протоколы – недопустимыми доказательствами.
В ходе судебного заседания свидетели путались в обстоятельствах, путали, какие бланки они заполняли и отдавали ли им указания подсудимые. Никто не смог уточнить, заполнялись ли двойные ордера и какие цифры в них были указаны. Свидетели показали, что никаких указаний от Бекмухамбетова не получали. В показаниях у них есть одинаковые абзацы, которые совпадают. Разные люди не могут говорить одинаковыми фразами. Наличие одинаковых показаний говорит о том, что показания записывали так, как это было выгодно следствию, – Инесса Кисилева
После этого состоялся допрос бывшего руководителя ДКНБ Алматы Нурлана Мажилова. Он в данный момент отбывает наказание по делу о январских событиях и свои показания давал по видеоконференцсвязи. Адвокат Кисилева поинтересовалась у него, просила ли Сагдиева начинать или приостанавливать преследование Бекмухамбетова.
Сагдиеву, да, знаю. Я не помню была ли она заявителем по этому делу. С личными просьбами она ко мне не обращалась, она приходила ко мне на прием то ли с заявлением, то ли с пояснением по этому делу. Я ее принимал один раз. Она мне говорила по содержанию заявления... Вы знаете, даже если бы она и попросила бы, я, честно говоря, такого разговора не помню, это не в моей компетенции, не в моих полномочиях начинать или прекращать уголовное дело, – Нурлан Мажилов
После допроса свидетелей судья Динасыл Жанаткызы решила перейти к прениям. Несмотря на возобновленное судебное следствие, дополнительный допрос свидетелей и увеличившийся обвинительный акт, мнение прокурора не изменилось. Старший прокурор авиационной транспортной прокуратуры Ержан Сагимбеков запросил для подсудимых те же сроки – 10 лет лишения свободы каждому, без конфискации имущества. Прокурор также потребовал возместить ущерб в 913 тыс. долларов и изменить меру пресечения в виде залога – взять подсудимых под стражу в зале суда.
Адвокат экс-президента МАА Инесса Кисилева, выступая в прениях, отметила, что основной выгодополучатель, по ее мнению, владелец ТОО «Тarlan Aero» Артур Лукашкин был выведен из орбиты уголовного преследования.
Все основывается на его показаниях, показания противоречивы, так как он указывает приблизительную сумму. Лукашкин не может указать где, когда, в какой сумме он передавал Бекмухамбетову средства... Лукашкин отчитывался перед Сагдиевой. Это ее была инициатива, чтобы заставить Бекмухамбетова подписать представленное суду соглашение. Из Бекмухамбетова просто хотели вытрясти деньги, – Инесса Кисилева
Кроме того, адвокат потребовала признать недопустимыми ряд доказательств, включая заявления Болата Ержанова в ЛОП и ДКНБ, справку аэропорта о разнице заправленного топлива, выводы судебно-экономической экспертизы и копии расходных ордеров ТОО «Тarlan Aero» о заправке самолетов авиакомпании «МАУ», на которых основывается обвинение в том, что существовало различие в объемах фактически заправляемого и указанного в документах авиакеросина.
В расходных ордерах «Тarlan Aero» везде идет расхождение с данными «МАУ» в датах и количестве топлива. У суда отсутствует возможность проверки этой информации в связи с отсутствием оригиналов документов... Мы полагаем, что в данной ситуации все это дело спровоцировано. Откуда мы уверены, что эти расходные ордера нарисовал не сам Лукашкин? Мажилов подтвердил, что Сагдиева к нему приходила по данному уголовному делу, – Инесса Кисилева
Судебные прения продолжились 29 декабря. Адвокат экс-президента МАА обратила внимание суда на то, что расходные ордера «Тarlan Aero» не были изъяты во время обыска в офисе, главный бухгалтер этой компании показала в суде, что такие документы через бухгалтерию не проходили и такой печати, как проставлена на ордерах, в компании не имеется.
Инесса Кисилева также заявила, что ни Бекмухамбетов, ни Тумышев не являются материально-ответственными лицами, никакие материальные ценности им не вверялись официально, следовательно, они не могли совершить хищение или растрату и квалификация действий подсудимых следственным органом произведена неправильно.
В своих последних словах Айбол Бекмухамбетов и Куаныш Тумышев заявили, что они невиновны и попросили суд вынести решение по справедливости.
Мне плюнули в лицо Раушан Сагдиева, Ержанов и многие другие. Хочу сказать, что как бы они сами не утонули в этом… 20 лет я работал с этим акционером и я принес такие доходы и так закончить свою жизнь на старости лет… Прошу меня оправдать, – Айбол Бекмухамбетов.
Судья Динасыл Жанаткызы удалилась в совещательную комнату, заявив, что время и место вынесения приговора будет озвучено позднее секретарем судебного заседания.