По данным МВД, в 2022 году зарегистрировано 20,5 тыс. интернет-мошенничеств. В ведомстве напомнили, что такие преступления бывают нескольких видов: при онлайн-торговле, привлечении вложений и инвестиций, телефонных звонках от «сотрудников банка и полиции».
Хочу дать несколько рекомендаций, как не стать жертвой мошенников при онлайн-торговле. Во-первых, всегда пользоваться проверенными сайтами объявлений. Во-вторых, договориться об оплате только после получения товара. В-третьих, убедиться в наличии товара, в том числе путем видеозвонка, – Арман Оразалиев
Другой вид интернет-мошенничества – привлечение различных вложений и инвестиций. По словам полицейского, граждане продолжают участвовать в различных схемах по быстрому преумножению денег, несмотря на их сомнительность и непрозрачность. За год жертвами таких схем стали 1 750 казахстанцев, которые вложили свои деньги в несуществующие инвестиционные проекты.
В ряде случаев для этих целей оформляли на себя кредиты. В погоне за легкими деньгами они лишились своих сбережений. Мошенники завлекают граждан, создавая ложные сайты от имени крупных, в том числе национальных компаний, банков, криптобирж. При этом все общение с так называемыми «менеджерами» и «брокерами» проходит в онлайн-режиме, в том числе через мессенджеры. В некоторых случаях для привлечения больших сумм мошенники проводят разовую выплату якобы дивидендов, – Арман Оразалиев
В пример он привел, что 16 января 2023 года в полицию обратилась жительница столицы, которая потеряла 20 млн тенге, вложив их в несуществующую инвестиционную компанию. Он добавил, что для этих целей она даже продала свою квартиру. В полиции рекомендуют до вложений обратиться к официальным представителям компаний, услуги которых рекламируются в интернете, а также не следовать телефонным инструкциям неизвестных лиц, которые звонят и убеждают сделать инвестиции.
Следующий распространенный способ – это телефонные звонки от имени сотрудников банков, правоохранительных органов. В таких случаях мошенники активно используют специальные сервисы по подмене абонентского номера. То есть, с помощью установленной программы подлинный номер меняется на другой.
Мошенники сообщают о якобы подозрительных операциях на счете либо попытке оформления кредита и проводимой спецоперации по задержанию недобросовестных работников банка. Для обеспечения сохранности денег, граждан убеждают перевести деньги со счета либо депозита на так называемый безопасный «страховой» счет, который в последующем используется для дальнейших переводов либо обналичивания похищенных денег. В 3 тыс. случаях на граждан оформлялись онлайн-займы в банках и микрокредитных организациях. Здесь также использовались методы социальной инженерии. Граждане, под убеждением мошенников, под их диктовкой устанавливали на свои телефоны приложения для удаленного доступа, а также сообщали поступающие из банков коды. Сотрудники банков или полиции никогда не просят сообщить персональные данные и не проводят спецопераций по телефону, – Арман Оразалиев
Он напомнил, что с ростом мошенничеств с использованием IP-телефонии, совместно с Министерством цифрового развития и операторами связи выработаны технические меры по блокированию фрод-звонков. Это позволяет сократить количество телефонных мошенничеств от имени якобы сотрудников банков.
Так, согласно данным МВД, в июне прошлого года было зарегистрировано 573 таких мошенничества, то в декабре их количество снизилось в 5 раз, до 105 преступлений.