В середине сентября жителя города Актобе пригласили на презентацию товаров, к которым якобы прилагались и бонусные подарки.
Когда потребитель с женой в назначенное время прибыл на место мероприятия в ресторан, там их ждала красивая презентация, где ее ведущие, рассказав о положительных свойствах для здоровья массажной накидки, разыграли лотерею.
Затем потребителям объявили о выигрыше в лотерею и сообщили о полагающейся массажной накидке со скидкой и подарках – две подушки, одеяло и озонатор.
Потребитель признался, что и сам не заметил, как дал согласие купить данный товар на сумму 548 тыс. тенге и сообщил, что изначально понимал, что будет выплачивать беспроцентную рассрочку.
Однако, приехав домой, супружеская пара узнала, что на имя супруга был оформлен кредит. Дочь супружеской пары навела справки в интернете и обнаружила, что рыночная цена товара намного ниже, если брать его в кредит на 5 лет, то будут очень большие финансовые затраты.
Когда потребители стали звонить продавцам, на их звонки не последовало ответа. Потребитель с женой и в сопровождении дочери обратились в департамент по защите прав потребителей Актюбинской области.
В департаменте потребителям разъяснили все права, которыми они наделены законом «О защите прав потребителей», а также отметили что потребители имеют право на возврат в установленный законом 14-дневный срок.
Кроме того, департамент оказал помощь в составлении письменной претензии продавцу для возврата уплаченных за товар денег.
В результате работы департамента, поступила обратная связь от продавца. Продавец забрал товар обратно у потребителя и в течение трех дней закрыл кредит.
Ее сестра-пенсионер в середине сентября на презентации поспешно купила массажную накидку. Потребителю не дали должным образом ознакомиться с договором купли-продажи, она не поняла его сути.
По ее словам, менеджеры по продажам устно сами объяснили содержимое договора и просили подписать. По приезду домой она узнала, что оформила кредит на 5 лет на сумму 548 тыс. тенге. Оплачивать кредит потребителю не позволяет ее финансовое положение. В этой связи она обратилась за правовой помощью в департамент по защите прав потребителей Актюбинской области по телефону «горячей линии».
От сотрудника департамента, в связи с тем, что презентация состоялась в тот же день, потребитель получила разъяснение об обращении в срочном порядке с претензией по возврату товара, так как в соответствии ст. 14 закона «О защите прав потребителей» потребители имеют право вернуть товар в течение 14 календарных дней.
Потребитель и ее сестра поехали в ресторан, где проводилась презентация и после долгих разбирательств им вернули средства.
Сотрудники департамента держали с потребителями обратную связь и контролировали ситуацию по решению проблемы. Потребитель сообщил, что сделала для себя вывод о крайней важности повышения правовой грамотности в сфере защиты прав потребителей для защиты собственных прав и законных интересов.
На основании ст. 42-2 закона «О защите прав потребителей» потребитель, права и законные интересы которого нарушены, вправе обратиться к продавцу (изготовителю, исполнителю), в государственные органы, осуществляющие функции в сфере ЗПП, или к субъекту досудебного урегулирования потребительского спора, а также в суд для защиты его нарушенных прав и законных интересов.
Стоит отметить, что в области до сих пор продолжаются презентации и продажи массажных накидок по вышеназванной схеме. При этом их контингентом являются пенсионеры.
Обращаю внимание граждан на то, что их потребительские права защищены законом и в случае нарушения их прав и законных интересов через суд можно возместить все понесенные им расходы и моральный вред. А потребители, чьи кредиты были возвращены банком, советую обратиться в банки и получить справку о том, что кредит не оформлен также и другими банками. Как показали судебные разбирательства по массажным накидкам, пенсионеры не знали, в каком банке был на них оформлен кредит, и когда были возвращены денежные средства в один банк, у этого потребителя оказывался кредит в другом банке. На практике, такие факты имели место, – Главный специалист департамента по защите прав потребителей Актюбинской области Гулзада Алматбаева
Она также представила информацию по жалобам от потребителей области на приобретение массажной накидки.
В Департамент с начала 2022 года поступило 19 заявлений о возврате товара, приобретенного в ходе презентации продавцами города Алматы в ресторанах и гостиницах города Актобе и ряда районов, из них 10 обращений поступило в августе и сентябре месяце этого года. Большая часть из них-граждане пенсионного возраста. На сегодняшний день 12 потребителей возвратили в судебном и досудебном порядке денежные средства на сумму 8,9 млн тенге за приобретенные массажные накидки, – Гулзада Алматбаева
Для того, чтобы вернуть товар, нужно соблюдать следующие условия:
В соответствии с п. 3 ст. 14 закона «О защите прав потребителей» местом обмена или возврата товара является место приобретения товара, если иное не предусмотрено договором.