Положение закона предусматривает привлечение судей к дисциплинарной ответственности за совершение дисциплинарного проступка, в частности за грубое нарушение законности при рассмотрении судебных дел.
При рассмотрении дела Конституционный суд обратил внимание на следующее.
Согласно п. 3 ст. 39 Конституционного закона, судья освобождается от ответственности за судейскую ошибку, отмену или изменение судебного акта, за исключением случаев грубого нарушения закона, о котором указано в судебном акте вышестоящей судебной инстанции, при наличии значительных нарушений норм материального и (или) процессуального права.
При таком понимании пп. 1 п. 1 ст. 39 Конституционного закона не противоречит нормам Конституции.
Вместе с тем определение понятия «грубое нарушение закона» содержится в нормативном постановлении Верховного суда от 14 мая 1998 года № 1 «О некоторых вопросах применения законодательства о судебной власти».
Конституционный суд полагает, что как основание привлечения судьи к ответственности, предусматривающее серьезные правовые последствия, определения понятия «грубое нарушение закона» должно устанавливаться на уровне закона. При этом определение признаков грубого нарушения закона должно исходить из конституционных целей, – пресс-служба Конституционного суда
С учетом особого статуса судьи оценка качества его работы в итоговых решениях вышестоящих судов по конкретным делам не является частью судебного процесса. Процессуальное законодательство Казахстана не предоставляет судьям возможности использовать необходимые правовые инструменты для защиты своих прав на этапе рассмотрения дела, включая право на судебное обжалование.
В связи с этим Конституционный суд обратил внимание на необходимость совершенствования национального законодательства в части привлечения судьи к дисциплинарной ответственности с целью усиления процессуальных гарантий независимости судей в ходе осуществления правосудия, придерживаясь лишь принципов, закрепленных в Конституции и законах, – пресс-служба Конституционного суда
Нормы Конституционного закона должны исключать произвольное привлечение судьи к ответственности и не посягать на конституционно-правовой статус судьи, его независимость и неприкосновенность.
По итогам рассмотрения дела Конституционный суд признал соответствующим Конституции оспариваемую норму Конституционного закона «О судебной системе и статусе судей РК». Вместе с тем рекомендовал правительству внести в Мажилис предложение по совершенствованию законодательства о судебной системе с учетом правовых позиций Конституционного суда.