Конституционный суд проверил обращение на соответствие Конституции нормы законов о дорожном движении и об обязательном страховании гражданско-правовой ответственности владельцев транспортных средств, сообщает prosud.kz.
Ранее гражданин Казахстана, имеющий постоянное местожительство за рубежом, получил отказ в обязательном страховании гражданско-правовой ответственности своего транспорта, зарегистрированного в другом государстве.
Основанием для отказа стало непризнание указанными нормами законов автомобиля, принадлежащего ему на праве собственности, в качестве находящегося в международном движении. Это несмотря на то, что его въезды в Казахстан на эксплуатируемом им лично транспорте носили временный характер для участия в спортивных соревнованиях и посещения родственников.
В соответствии с п. 1 ст. 65 закона о дорожном движении «транспортным средством, находящимся в международном движении по территории Республики Казахстан» считается транспорт, который «эксплуатируется иностранцем или лицом без гражданства, не имеющими вида на жительство в Республике Казахстан, который одновременно соответствует трем критериям: 1) принадлежит физическому или юридическому лицу, имеющему постоянное место жительства или место нахождения вне Республики Казахстан; 2) не зарегистрировано в Республике Казахстан; 3) временно ввезено в Республику Казахстан».
Такой статус позволяет транспортному средству находиться в Казахстане без регистрации до одного года и освобождает от процедур растаможивания (таможенной очистки) в силу временного ввоза, — пресс-служба Констиутционного суда
Согласно п. 5-2 закона об обязательном страховании гражданско-правовой ответственности владельцев транспортных средств «не допускается заключение договора обязательного страхования ответственности владельцев транспортных средств, не находящихся в международном движении на территории Республики Казахстан, за исключением транспортных средств, зарегистрированных (подлежащих государственной регистрации) в территориальных подразделениях уполномоченного органа по обеспечению безопасности дорожного движения».
Указанные изменения в законах приняли в 2022 году для предупреждения незаконного ввоза транспортных средств из других государств и их эксплуатации на территории Казахстана на основании доверенности сроком более одного года, без надлежащей регистрации и таможенной очистки. Сложившаяся ситуация была связана с законодательством, действовавшим на тот момент, которое признавало находящимися в международном движении транспортные средства, принадлежащие любому лицу, постоянно проживающему за рубежом, без учета статуса владельцев и принадлежности транспортного средства, — пресс-служба Констиутционного суда
Вместе с тем, внесенные изменения не учли особенности такой группы физических лиц как граждане Казахстана, постоянно проживающие на территории других государств, которые являются собственниками транспортного средства и эксплуатируют его лично во время временного въезда в Казахстан.
Согласно ратифицированной Казахстаном Конвенции о дорожном движении, относящийся к действующему праву Казахстана (Закон о дорожном движении не содержит изъятия в применении данной Конвенции), транспортное средство считается находящимся в международном движении в силу принадлежности физическому лицу, имеющему обычное местожительство вне государства и временного его ввоза в это государство, без привязки к гражданству. Приоритетом должен быть факт места жительства (обычного, постоянного) в государстве, где сосредоточены основные жизненные интересы физического лица.
Конституционный Суд пришел к следующим выводам.
Рассмотренные нормы законов о дорожном движении (п. 1 ст. 65) и об обязательном страховании гражданско-правовой ответственности владельцев транспортных средств (п. 5-2 ст. 10) соответствуют Конституции в отношении временно ввезенного транспорта, принадлежащего иностранцу или лицу без гражданства, не имеющего вида на жительство в Казахстане, и эксплуатируемые ими на территории нашего государства.
Однако, в отношении временно ввезенного транспорта, которое не зарегистрировано в Казахстане, принадлежит казахстанскому гражданину, имеющему постоянное место жительство вне нашего государства, и эксплуатируется им лично на территории Казахстана данные нормы законов не соответствуют Конституции, — пресс-служба Констиутционного суда
Обязательство по страхованию гражданско-правовой ответственности указанного транспорта сохраняется в соответствии с другими нормами рассмотренного закона о страховании и Конвенции о дорожном движении.
В соответствии с принятым решением Конституционный суд дал рекомендации Правительству по совершенствованию законодательства.