В ст. 138 Административного процедурно-процессуального кодекса Республики Казахстан (далее – АППК) приведен исчерпывающий перечень оснований для возвращения административных исков.
В большинстве случаев СМАС Акмолинской области возвращены иски по причине их отзыва истцами, в связи с примирением сторон, а также ввиду невозможности рассмотрения исков в порядке административного судопроизводства. Показатель возврата исков по указанным основаниям составляет 569, или 87% от общего количества возвращенных исков.
В случае примирения сторон, иск подлежит возвращению (пп. 9 ч. 2 ст. 138 АППК). Согласно нормам АППК, примирение сторон допускается при наличии у ответчика административного усмотрения (ст. 120 АППК). Примирение достигнуто по 168 делам, или 26%.
СМАС Акмолинской области заключены соглашения о медиации – 164, о примирении – 4. Наибольшее количество примирений достигнуто между сторонами по спорам, связанным с обжалованием действий (бездействия) судебных исполнителей – 78, по жилищным спорам – 48, и 21 по земельным спорам.
К примеру, истец обжаловал действия частного судебного исполнителя по вынесению постановления об утверждении сумм оплаты его деятельности. Судом установлено, что должником судебный акт частично исполнен до предъявления исполнительного документа к исполнению, а ЧСИ утверждена сумма оплата его деятельности из расчета суммы взысканной судом, что является неправомерным. Согласно соглашению, утвержденному судом, ЧСИ отменяет свое постановление об утверждении сумм оплаты его деятельности, а должник перечисляет оплату его деятельности в размере из расчета частичного исполнения в период нахождения на принудительном исполнении у ЧСИ.
В связи с отзывом иска возвращено 296 исков, или 45,3% (пп. 6 ч. 2 ст. 138 АППК). В ходе предварительного слушания судьями применяется принцип активной роли суда, разъясняются правовые нормы, и стороны, понимая перспективу дела, принимают меры по внесудебному урегулированию спора (отмена акта и другие), тем самым достигнув фактического примирения.
Категории споров:
Количество возвращенных исков в связи с неподведомственностью споров административному суду (пп. 11 ч. 2 ст. 138 АППК) составляет 105, или 16%. Основными причинами возврата исков по указанному основанию является обжалование актов, действий (бездействия) должностных лиц, порядок производства которых предусмотрен гражданским процессуальным законодательством и законодательством об административных правонарушениях.
К примеру, истец предъявил иск с требованием о признании незаконными действия сотрудников органов внутренних дел по возбуждению производства об административном правонарушении. Законность действий (бездействие) должностных лиц по возбуждению производства по делу об административном производстве в отношении физического лица, подлежит проверке в порядке главы 44 КРК об АП.
По основаниям отказа в восстановлении пропущенного срока (пп. 15 ч. 2 ст. 138 АПКК) возвращено 37, или 5,7%.
Категории споров, по которым отказано в восстановлении пропущенного срока:
По п. 8 ст. 136 АППК ввиду пропуска срока на подачу иска возвращено – 14 исков, или 2,1%.
Следует отметить, что правильное оформление иска позволит истцу реализовать свое право на судебную защиту и избежать временных потерь.
Истцам при подаче иска в порядке административного судопроизводства следует исходить из характера правоотношений, возникших между ним и ответчиком, вытекают ли они из публично-правовых отношений (подведомственность).
Иск должен быть подан с соблюдением правил подсудности (ст. 106 АППК).
Иск не должен быть тождественным (между теми же сторонами, о том же предмете и по тем же основаниям) уже разрешенному спору вступившим в законную силу решением суда, или определением суда об утверждении соглашения о примирении, медиации или об урегулировании спора в порядке партисипативной процедуры.
По форме и содержанию иск должен соответствовать требованиям ст. 131 АППК.
Иск должен быть подписан истцом или уполномоченным лицом, полномочия которого вытекают из доверенности, в доверенности должно быть указано на представление интересов по административным делам в специализированных межрайонных судах либо во всех судах.
В иске должны содержаться сведения, когда стало известно об оспариваемом административном акте, действии, бездействии. Если законом предусмотрен обязательный досудебный порядок урегулирования спора, необходимо принять меры по досудебному урегулированию спора (направление жалобы в вышестоящий орган), с приложением к иску письменного решения вышестоящего органа.
Ляззат Вазирова,
судья СМАС Акмолинской области