На основании сравнительного теоретического анализа и сопоставления правового режима земель можно прийти к выводу, что земли рассматриваемой категории делятся на виды:
Разграничены внутренние структуры земель, характерная особенность структуры земель рассматриваемой категории. Земельные участки этой категории имеют сложный состав. Каждый самостоятельный его вид, регулируемый специальным законодательством РК, имеет свою внутреннюю структуру и самостоятельный правовой режим.
Из содержания ст. 31, 32, 33-40, 52-53 ЗК РК видно, что субъектами земли промышленности, транспорта, связи, обороны и других видов несельскохозяйственного назначения могут быть государство, граждане и другие юридические лица, предусмотренные в установленном порядке ЗК РК и иными законодательными актами.
Однако в этих и других нормах ЗК РК и в специальных законодательных актах рассмотренных нами, как составная часть источников земельного права, имеются объекты строительства (строения, сооружения), которые могут переходить в объекты собственности или использования для нужд промышленности, транспорта, связи, энергетики, обороны и иного несельскохозяйственного назначения. В связи с этим земельные участки, занятые указанными объектами строительства (строения и сооружения), также переходят к тем субъектам права рассматриваемой категории, хотя об этом ничего не сказано, в рассматриваемых правовых актах, например, в законах РК «О связи» от 5 июля 2004 года № 567, «О государственной границе» от 13 января 1993 г., «О транспорте» от 21 сентября 1994 года и так далее.
Эти субъекты являются субъектами не только указанных объектов строительства, но и субъектами земельных участков, занятых этими объектами. Считаю целесообразным ст. 31 ЗК РК дополнить подпунктом п. 1 пунктом 4 следующего содержания: 4) передачи здания, строения, сооружения хозяйственного ведения в порядке, предусмотренном законами РК, влечет за собой права на земельный участок, который занят указанными строениями. Такая конструкция ст. 31 ЗК необходима, поскольку специальные законы о промышленности, транспорта, связи, обороны и иного несельскохозяйственного назначения не всегда рассматривают все субъекты, участвующие в этих правоотношениях.
Права и обязанности субъектов земель промышленности, транспорта, связи, энергетики, обороны и других видов несельскохозяйственного назначения и других лиц, участвующих во всех видах этих земельных правоотношений, являются основным элементом правового режима земель этой категории. Без такого элемента правового режима невозможно осуществить роли, задачи земельного законодательства РК и реализации его норм.
Эти вопросы плохо отрегулированы специальным законодательством, принятым в республике. Поэтому при совершенствовании норм земельного законодательства РК и в области правового режима земель промышленности, транспорта, связи, энергетики, обороны и других видов несельскохозяйственного назначения особо необходимо четко зафиксировать права и обязанности всех субъектов земельных правоотношений в области рассматриваемой категории земель.
Исходя из вышеизложенного, практическая значимость теоретической разработки, выводы и предложения по исследованию настоящей темы имеет новое научное направление в свете новых задач земельного законодательства РК.