По словам депутата Екатерины Смышляевой, законопроект является продолжением работы по регулированию движения мопедов.
Необходимость регулирования связана с увеличением количества мопедов на дорогах. Сегодня это один из самых доступных видов транспорта. Однако увеличение его численности приводит к авариям с участием мопедов. Только в 2023 году было 750, что в четыре раза больше, чем в 2022 году, — Екатерина Смышляева
Законопроектом «О внесении изменений и дополнений в закон Республики Казахстан „О дорожном движении“ по вопросам организации движения отдельных видов транспортных средств и цифровизации дорожной безопасности» предлагается контролировать движение малых электрических и отдельных видов транспортных средств, что позволит урегулировать правила эксплуатации и движения мопедов.
Поправками предусматривается, что водители мопедов будут нести полную ответственность согласно статьям, предусмотренным Кодексом об административных правонарушениях. Данная норма направлена на снижение количества ДТП и травматизма с участием мопедов, недопущения управления мопедами в нетрезвом состоянии.
Также поправками в Кодекс об административных правонарушениях предлагается приравнять водителей мопедов к полноправным участникам дорожного движения, а для управления мопедами граждане будут проходить обязательную регистрацию в уполномоченном органе, получать водительское удостоверение категории «А1», проходить ежегодный техосмотр, а также оформлять обязательное страхование гражданско-правовой ответственности водителей транспортных средств.
Кроме того, местные исполнительные органы будут наделены компетенцией по определению порядка эксплуатации электрических самокатов. Это даст возможность акиматам определять скорость движения, разрешенные места и порядок эксплуатации электросамокатов, исходя из условий развития дорожной инфраструктуры каждого региона отдельно.
Депутаты также приняли в первом чтении сопутствующий законопроект «О внесении изменений и дополнений в Кодекс РК об административных правонарушениях по вопросам организации движения отдельных видов транспортных средств и цифровизации дорожной безопасности».
Сопутствующим законопроектом водители мопеда приравниваются к водителям механических транспортных средств, предлагается также установление административной ответственности для лиц, превышающих разрешенную скорость, введение дополнительных мер ответственности за повторные правонарушения.