Законопроект разработан на основе посланий главы государства для укрепления и придачи импульса продолжению реформы недропользования в части прозрачности доступа к недрам и цифровизации.
Исполняющий обязанности министра Иран Шархан подчеркнул, что в 2024 году запущена информационная система Единая платформа недропользования, которая цифровизировала бизнес-процессы в сфере разведки и добычи в сфере ТПИ и ОПИ и получение информации. Сейчас это 22 госуслуги. Данную систему законопроектом предусматривается закрепить в Кодексе.
В настоящее время механизм доступа к недрам для разведки твердых полезных ископаемых осуществляется по принципу "первой заявки" с использованием двухэтапного подбора блоков через Программу управления государственным фондом недр.
Законопроектом исключается такая двухэтапность и предусматривается доступность блоков и подача заявок напрямую через Единую платформу. В ней закреплена интерактивная карта, в которой отображены доступные для разведки территории и территории, где выдача блоков под разведку не допускается: населенные пункту, нацпарки, заповедники, земли обороны и т.д.
Через Единую платформу также будет осуществляться оборот блоков после прекращения прав на них от предыдущего недропользователя и проведения ликвидации. Если в течение 10 дней после открытия заявки совпадут, то между заявителями будет проводиться электронный аукцион. Данная мера преследует цель не только цифровизировать процесс, но также сделать его более прозрачным.
Созданная по поручению главы государства в 2021 году Национальная геологическая служба в настоящее время является подведомственной организацией и оператором Комитета геологии по управлению геологической информацией. Поправками предусматривается закрепление данной роли.
Иран Шархан отметил, что скрытая добыча твердых полезных ископаемых под предлогом опытно-промышленной добычи также будет поставлена под запрет и вести к немедленному отзыву лицензии на разведку. Для этого изъятие горной массы и перемещение почвы свыше 1000 куб. м будут строго регламентированы и подлежать разрешению при условии обоснования необходимости такого изъятия.
Предлагаемые нормы законопроекта направлены на укрепление законности и усиления прозрачности, о которых поручено Главой государства, не противоречат положениям Конституции и действующим законодательным актам Республики Казахстан, не потребуют дополнительных расходов из республиканского бюджета, а также не повлекут отрицательных социально-экономических последствий.Иран Шархан