Президент заявил, что основная картина давно восстановлена. В расследовании этих событий правоохранительные органы действовали в тесном контакте с представителями гражданского общества.
Было создано несколько общественных комиссий, возглавляемых известными правозащитниками, что обеспечило объективный подход к делу и позволило внести ясность в отношении всех эпизодов.
В марте 2022 года в Парламенте состоялись специальные общественные слушания, на которых была дана подробная оценка событиям и конечным целям преступников, посягнувших на конституционный порядок.
Некоторые судебные процессы продолжаются, как продолжается и поиск похищенного в дни Қаңтара многочисленного оружия. Тогда в руки преступников попало более трех тысяч единиц оружия, но благодаря действиям силовиков большинство схронов уже найдено.
Участники дискуссий о Қаңтаре зачастую уходят в детали, не имеющие значения для понимания всей глубины кризиса. Винить их в этом было бы несправедливо, но эмоции – это плохой попутчик в поисках истины. Много говорят о хаосе в Алматы, и это можно понять, но надо помнить, что массовые беспорядки будто по мановению палочки злого волшебника, а если быть точным, по приказу путчистов, одновременно охватили двенадцать городов страны и привели к захвату многих областных акиматов и зданий правоохранительных органов. Касым-Жомарт Токаев
По словам Токаева, зачинщики беспорядков под кураторством специалистов по "революциям" воспользовались решением Правительства повысить цены на топливо и спровоцировали выход людей на массовые демонстрации. Затем была спровоцирована паника среди граждан, госслужащих и среди значительной части силовиков, которые стали покидать места несения службы, оставляя секретные документы, оружие. Не выдержали экзамен на верность Отечеству и профессионализм ряд руководителей КНБ и МВД.
Особенно наглядно это проявилось в Алматы – главном направлении удара путчистов. Издевательства над военнослужащими и жителями города достигли крайней степени, погромы, поджоги, грабежи административных зданий, торговых центров, магазинов, банков требовали чрезвычайных мер. Сейчас, по истечении времени, некоторые недобросовестные и недалекие люди со злорадством несут околесицу, сознательно обходя тему спасения государства от более масштабного гражданского хаоса с фатальными последствиями. Касым-Жомарт Токаев
Также президент высказался о переименовании Комитета по возврату незаконно приобретенных активов в Комитет по защите прав инвесторов.
По словам президента, Комитет по возврату незаконно приобретенных активов сумел взыскать с субъектов олигополий свыше 1,3 триллиона тенге. Из них более одного триллиона тенге поступили в доход государства. За счет средств Специального государственного фонда завершено и продолжается строительство по всей стране 434 социальных и коммунальных объекта на сумму 482 миллиарда тенге. В их числе 227 объектов водоснабжения, 183 – медицинских, 11 – образовательных, 5 – спортивных, 8 – инфраструктурных, включая реконструкцию аэропортов в Павлодаре, Аркалыке, Балхаше.
Работа продолжается. Она сопряжена с анализом активов, их законности, и стала частью повседневной деятельности уполномоченных органов. На первом месте – объективность и справедливость. Централизованная координация больше не нужна. Все механизмы налажены, теперь нужно идти дальше, в приоритете – защита прав инвесторов.
Что касается владельцев активов, попавших под подозрение как "мутные", то многие из них изъявили желание инвестировать средства в страну. С ними заключены соглашения на сумму более пяти триллионов тенге. На эти деньги планируем реализовать инвестиционные и социальные проекты. К примеру, среди них туристические, транспортно-логистические центры, проекты в горнорудном, металлургическом, энергетическом секторах. Разумеется, особое внимание будет уделено сферам образования, здравоохранения, культуры, спорта, а также финансированию программ реабилитации и социализации нуждающихся лиц.
Перед Генеральной прокуратурой и Правительством стоит задача выполнения всех планов и договоренностей. Это критически важная работа.
Восстановление социальной справедливости через возврат незаконных активов – это не конъюнктура, не политическая пиар-акция, а принципиальная позиция государства. Речь не идет и не может идти об индульгенциях или закулисных договоренностях. Касым-Жомарт Токаев
Казахстан показывает мировому сообществу, что действует строго в рамках международного права. Но некоторые "предприниматели" пытаются манипулировать общественным мнением, а за рубежом рядятся в тогу мучеников "политического режима", заявляют о нарушении своих прав как "инвесторов". Мы готовы к честному диалогу в правовом поле, потому что уверены в правильности своей позиции. Казахстан будет и далее укреплять свой статус привлекательной инвестиционной юрисдикции.