Схемы обмана основываются на доверии граждан, которые добровольно передают мошенникам свои персональные данные. При этом взаимодействуют злоумышленники со своими жертвами исключительно онлайн, чтобы вовремя замести свои следы.
Объявления «помогайки» размещают в соцсетях, создавая фейковые аккаунты-однодневки.
Взаимодействие мошенников с пользователями, которые откликнулись на объявления, происходит через мессенджеры. При этом злоумышленники предпочитают вести переписку в WhatsApp, в котором имеется режим исчезающих сообщений, и действуют по одной из двух схем, отмечает Fingramota.
Якобы в целях оформления займа интернет-мошенники уточняют у потенциальной жертвы необходимую сумму кредита и личные сведения: данные документа, удостоверяющего личность, полные реквизиты платежных карточек, номера счетов и так далее. Целью мошенников является оформление на пострадавшего кредитов, существенно превышающих потребности заемщика. Злоумышленников особенно интересует наличие у граждан личных кабинетов на популярных ресурсах онлайн-кредитования. По их словам, данная информация необходима для того, чтобы оформить выгодный кредит, который кредитные организации стопроцентно одобрят.
На самом деле мошенники делают все возможное, чтобы получить доступ к личным кабинетам граждан со своих устройств. Для восстановления пароля они запрашивают SMS-код у доверчивых «клиентов», объясняя это тем, что необходимо оформить и подать заявку на микрокредит. «Взломав» личный кабинет, мошенники с легкостью могут изменить мобильный номер, привязанный к онлайн-сервису, и указывают свой номер, зарегистрированный на подставных лиц. Далее они начинают подавать от имени жертвы заявки в различные МФО на получение онлайн-займов.
В случае одобрения микрокредита, мошенники просят заемщиков перевести всю сумму займа или ее часть на баланс указанного ими номера телефона для якобы досрочного закрытия полученного займа и направления новой заявки. Они убеждают заемщиков, что так надо обязательно сделать, чтобы система скоринга кредитной организации считала их «лояльными клиентами» и в дальнейшем позволила взять сумму в разы больше.
Либо же мошенники обманным путем получают персональные и платежные данные заемщиков, и, соответственно, доступ к их онлайн-банкингу, к примеру, через приложение AnyDesk. Затем они переводят все средства со счетов граждан на счета третьих лиц – дропперов или на баланс подставных номеров телефона, затем выводят эти деньги и удаляют переписку.
Дропперов мошенники обычно «нанимают», чтобы они переводили незаконно полученные деньги между разными счетами. Это позволяет преступникам запутать свои следы и усложнить работу следствию. При этом мошеннические переводы могут совершаться в разных странах и от имени разных людей. За свою работу дроппер может получать процент от денежных средств, которые с его помощью перевели злоумышленники. А заемщик остается у разбитого корыта – без денег и без доказательств того, что он доверился мошенникам.
Получив персональные данные заемщиков, которые откликнулись на объявления «кредитных посредников», мошенники со своих мобильных телефонов и с использованием номеров, зарегистрированных на подставных лиц, на сайтах продавцов электроники выбирают товар и с помощью заемщика оформляют его в кредит или рассрочку. При этом злоумышленники указывают свои номера, куда приходят SMS-коды для рассмотрения заявки. Изобретательные мошенники также указывают способом доставки либо самовывоз из магазина, либо доставку курьером по указанным ими адресам.
Получив одобрение по кредиту, злоумышленники сообщают заемщикам, что у них не получилось оформить товарный кредит, или же они оформляют несколько товаров, а своему «клиенту» передают только один.
При выдаче товаров мошенникам поступает SMS-код, который они сообщают работнику магазина или курьеру. Получив товар, мошенники с помощью подставных лиц стараются его побыстрее реализовать, а на связь с заемщиком, разумеется, уже не выходят.