Проблемы правового режима земель несельскохозяйственного назначения в Казахстане

6 августа 2022 г. 11:12
Алан Марат
фото: Pixabay
Кандидат юридических наук Елдос Жумаксанов отметил, что земельное право РК, регулирующее земельные отношения, оказывает активное воздействие на экономику государства и в сферах сельскохозяйственного и несельскохозяйственного производства, сообщает prosud.kz.
Читать на сайте prosud.kz

Законодательные органы РК в постсоветский период и в годы независимости республики, придавая приоритетное значение землям сельскохозяйственного назначения, ослабили внимание к совершенствованию норм земель несельскохозяйственного назначения, особенно в области земель промышленности, транспорта, связи, обороны и иного несельскохозяйственного назначения.

Сегодня в связи с установлением частной собственности на земельные участки сельскохозяйственного назначения, водного и лесного фондов, расширения правомочий землепользователей, института сервитута, рынка земли, пересмотра состава земель специального назначения, изменились правовой режим и состав земель промышленности, транспорта, связи, обороны и иного несельскохозяйственного назначения. В связи с принятием Земельного кодекса РК появилась новая возможность переосмыслить и пересмотреть теорию и практику применения норм земельного законодательства, – к. ю. н. Елдос Жумаксанов

Единая система и структура специальных законов, предусматривающих особенности использования земель промышленности, транспорта, связи, обороны и иного несельскохозяйственного назначения, имеют следующие недостатки:

Регулирование использования земли трубопроводного назначения осуществляется специальным законом РК, в котором помимо мер, имеющихся в ст. 118 ЗК РК, следует указать охрану специальных зон, ширину, размеры и другие вопросы размещения объектов трубопроводного транспорта, в том числе объекты обслуживания, рекламы и сервиса.

В главе 12 ЗК РК неправильно размещены земли морского и внутреннего водного транспорта как объекты иного несельскохозяйственного назначения, фактически они относятся к землям водного, фонда РК, регулируемыми гл., 15 «земли водного фонда» ЗК РК и Водным кодексом РК. Поэтому их необходимо переместить в главу 15 «земли водного фонда» ЗК РК, как разновидность земель, используемых, в порядке, предусмотренном гл. 15 ЗК РК и ст. 7 Водного кодекса РК.

В ч. 2 ст. 113 ЗК РК предусмотрено резервирование земель для создания условий и развития строительства и реконструкции объектов автомобильного, морского, внутреннего водного, железнодорожного, воздушного и иных видов транспорта. И указано, что оно осуществляется в порядке, предусмотренном законодательством РК о транспорте. Резервирование земель под особо охраняемые природные территории предусмотрено в самом ЗК РК, поэтому резервирование земель для нужд транспорта следует осуществлять на основе Земельного кодекса РК.

В Законе «О внутреннем водном транспорте» от 6 июля 2004 г. № 574 отмечено, что порты, находящиеся на внутренних водных путях, являются объектами общего пользования. Основными объектами пользования портами являются не только воды и земли, занимаемые различными объектами водного транспорта, обслуживания, но и другие земельные участки, причем последние могут быть в собственности государства и частных лиц. Вследствие чего не все объекты водного порта могут находиться в общем пользовании. Поэтому и ст. 44 Закона РК «О внутреннем водном транспорте» необходимо изменить в следующем содержании: «Земли и территориальные воды порта, занятые объектами обслуживания населения и судов, являются объектами общего пользования, если иные не установлены законодательством РК».

Анализ законодательных актов «Об автомобильных дорогах» дает основание полагать, что при условии использования земли автомобильных дорог в порядке минимума, эти земли автомобильных дорог могут быть использованы частными собственниками, хотя закон об этом не указывает. Возможности использования земельных участков на основании концессионных соглашений не исключается.

В Законе РК «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан» от 10 июля 2002 года по вопросам Государственной границы Республики Казахстан предусмотрено, что местные органы власти и управления предоставляют землю в безвозмездное пользование для нужд охраны Государственной границы Республики Казахстан, осуществляют контроль за ее использованием и соблюдением на этой земле природоохранного законодательства РК.

Эти положения Закона «О Государственной границе» от 13 января 1993 г. противоречили в то время действующим земельным законодательным актам, в частности, Закону «О земле» от 24 января 2001 года. Теперь изменения и дополнения, внесенные в Закон о государственной границе от 10 июля 2002 г. № 338 также предусматривает нормы, противоречащие ЗК РК, следующего содержания: «предоставляют землю в безвозмездное пользование для нужд охраны Государственной границы РК, осуществляют контроль за ее использованием и соблюдением законодательства РК в области охраны окружающей среды».

Согласно Закону РК «О земле» от 24 января 2001 года, утратившему силу, предоставление и изъятие земель для нужд обороны, в том числе для Государственной границы отнесено к компетенции правительства Республики Казахстан (ст. 10 п. 3).

Земельный кодекс, принятый 20 июня 2003 года ст. 13 (компетенция правительства РК) предусматривает такие же нормы, предусмотренные в п. 3 ст. 10 Закона «О земле» с дополнением «для нужд обороны и безопасности».

Поэтому вышеуказанные изменения и дополнения в Закон «О Государственной границе» от 10 июля 2002 г. необходимо привести в соответствие с нормами нового земельного законодательства РК. Требуется внести также изменения и дополнения в Закон «Об обороне и Вооруженных силах Республики Казахстан» от 7 января 2005 года № 29 и другие Законы РК, в Указ Президента РК от 18 августа 1992 года за № 862 «О пограничных войсках», – Елдос Жумаксанов

Законодательство