Продавать невозвратные билеты запретят авиакомпаниям в РК

4 сентября 2024 г. 15:51
Медина Искакова
фото: Фото: Pixabay

Мажилис в первом чтении принял законопроект и сопутствующие поправки к закону «О защите прав потребителей», сообщает prosud.kz.

Читать на сайте prosud.kz

Как рассказал депутат Бакытжан Базарбек, он столкнулся с проблемой невозвратных авиабилетов от авиакомпании AirAstana и Fly Arystan. По его мнению, нелегитимная деятельность авиакомпаний приводит к недовольству населения.

Он считает, что главной проблемой является устаревшая система правового регулирования, которая основана на Варшавской конвенции. В этой связи депутат считает необходимым перейти на Монреальскую конвенцию.

Кроме того, по мнению Базарбека необходимо предусмотреть «имущественную ответственность» руководителей авиакомпаний и аэропортов за задержки рейсов.

Министр торговли и интеграции Арман Шаккалиев признал, что невозвратные билеты являются «актуальным вопросом».

Мы сейчас в рамках нового законопроекта снимаем возможность стопроцентности невозвратных билетов, — Арман Шаккалиев

Как сообщил глава ведомства, представляя депутатам законопроекты, последние поправки в документ вносились четыре года назад, но как показала практика «правовые недочеты, которые не соответствуют современным реалиям и влияют на результативность защиты потребителей». В частности, четырехэтапный порядок рассмотрения жалоб создал барьер для потребителей.

Профильный комитет не может реагировать на нарушения и принимать меры в таких сферах, как ЖКХ, транспортные, медицинские, туристические, услуги связи и другие. А внедренная для автоматизации процесса обращений потребителей информационная система E-tutynushy «не дала ожидаемого эффекта ввиду добровольной регистрации в ней».

Министр торговли и интеграции признал, что в 2023 году произошел резкий рост жалоб потребителей на нарушения в сфере электронной торговли — на 290%. В этой связи новые поправки упрощают порядок разрешения гражданско-правовых потребительских споров из многоступенчатого в двухступенчатый. То есть потребитель может сразу обратиться в суд либо к медиатору или в госорган для привлечения недобросовестного субъекта бизнеса к административной ответственности.

Также законопроектом предлагаются поправки по усилению защиты прав потребителей в онлайн-торговле. В частности, исключение пресекательной нормы о добровольной регистрации бизнеса в e-tutynushy позволит интегрировать ее с другими государственными информационными системами, и субъекты предпринимательства смогут видеть обращения к ним потребителей.

Арман Шаккалиев МТИ РК