Законодательство Казахстана предоставляет заемщикам возможность урегулировать задолженность до обращения в суд, сообщает prosud.kz.
Какие последствия влечет за собой просрочка?
Если заемщик не вносит платеж в установленный срок, банк или микрофинансовая организация могут:
Чтобы избежать негативных последствий, заемщику важно своевременно связаться с кредитором и попытаться договориться о реструктуризации долга.
Как урегулировать задолженность?
С 2021 года в Казахстане действует единый порядок досудебного урегулирования просроченной задолженности.
Во-первых, кредитор обязан уведомить заемщика о просрочке в течение 10 календарных дней с момента ее наступления. В документе указываются сумма долга и возможные последствия.
Во-вторых, в течение 30 дней после просрочки заемщик вправе обратиться в банк или МФО с просьбой изменить условия займа. В заявлении указываются причина просрочки и возможные варианты реструктуризации.
В-третьих, финансовая организация должна рассмотреть заявление в течение 15 рабочих дней и предложить варианты урегулирования задолженности.
С 2024 года банки и МФО не могут требовать предварительного платежа за рассмотрение заявки на реструктуризацию.
Что делать, если банк отказал?
Если кредитор отказал в пересмотре условий займа, заемщик может обратиться к банковскому омбудсману (для кредитов в банках) или микрофинансовому омбудсману (для займов в МФО).
Если их решение также не устроит, то можно подать жалобу в Агентство по регулированию и развитию финансового рынка.
Как избежать суда и взыскания долга?
Если заемщик не предпринимает действий для урегулирования задолженности, банк или МФО могут:
В рамках исполнительного производства ЧСИ вправе:
Важно помнить, что заемщик вправе обжаловать действия ЧСИ, если удержания оставляют ему сумму ниже двух прожиточных минимумов в месяц (92 456 тенге).
Дополнительные меры защиты заемщиков
С июня 2024 года в Казахстане введены новые правила: