Проведенная Высшей аудиторской палатой проверка выявила системные недочеты в работе казначейской системы в части управления бюджетными деньгами и проведения платежей, снижающие ее эффективность, сообщает prosud.kz.
Так, в Комитете казначейства выявлены нарушения норм Бюджетного кодекса. В отдельные месяцы 2021–2023 годов был осуществлен выпуск эмиссионных ценных бумаг сверх первоначально запланированного объема. Хотя прогноз остатка средств на контрольном счете наличности республиканского бюджета был положительным. Это привело к возможным потерям бюджета в размере более 124 млрд тенге.
Глава ВАП Алихан Смаилов подчеркнул, что, как показывают результаты аудита, платежные документы по бюджетным строительным проектам контролируются недостаточно. Текущий контроль органами казначейства проводится только на предмет наличия подтверждающего документа. Без проверки его на соответствие форме, установленной законодательством, а также на наличие отметки о подтверждении авторского и технического надзоров.
Например, Департаментом казначейства Алматы по одной и той же справке о стоимости выполненных работ на 2,5 млрд тенге в рамках реконструкции одного из административных зданий дважды проведены платежи на общую сумму 3,7 млрд тенге. И это не единичный случай.
Наряду с этим Смаилов обратил внимание на проблемы, связанные с авансовыми платежами.
Так, территориальные органы казначейства в нарушение норм бюджетного законодательства исполняли счета на выплату новых авансов при наличии непогашенной суммы аванса прошлых лет, а также без пропорционального удержания ранее выплаченных авансов.
Алихан Смаилов подчеркнул, что центральному аппарату казначейства нужно доработать действующую информационную систему, чтобы она автоматически блокировала возможность проведения платежей с нарушением требований бюджетного законодательства.
Также возникли вопросы и к механизму казначейского сопровождения, который по ряду причин не всегда может обеспечить контроль за целевым использованием бюджетных средств, полнотой уплаты налогов и других платежей в бюджет участниками госпроектов.
Так, в рамках казначейского сопровождения проектов открытие счетов госзакупок для субподрядчиков не всегда осуществляется с учетом результатов анализа рисков, проведенного органами госдоходов. Это может приводить к участию в проектах недобросовестных субподрядчиков.
Кроме того, платежи со счетов госзакупок на банковские счета конечных получателей денег осуществлялись территориальными органами казначейства без подтверждения их статуса производителя товаров, работ или услуг. Профильными госорганами также не проводится мониторинг и анализ достижения целей внедрения казначейского сопровождения.
Всего по результатам проведенного государственного аудита:
По всем выявленным недостаткам и нарушениям Высшей аудиторской палатой выработаны соответствующие поручения и рекомендации, направленные на их устранение.