В Мажилисе состоялась презентация проекта закона «О республиканском бюджете на 2025–2027 годы». Заключение Высшей аудиторской палаты к законопроекту представил член ВАП РК Ардак Тенгебаев, сообщает prosud.kz.
В рамках анализа рассмотрели несколько направлений:
При формировании потребности в лекарствах и медизделиях по линии ГОБМП не учитываются имеющиеся остатки.
Это привело к завышенному планированию по ряду наименований на сумму порядка 2 млрд тенге. В целом нет единой методики расчетапотребности.
По Нацпроекту «Комфортная школа» ВАП выявила недостатки и проблемы в реализации 152 школ, которые планируется сдать в 2025 году. Фактически их строительство еще не началось, так как не до конца утверждены проектно-сметные документы, завершены не все конкурсные процедуры, не по всем объектам выделена земля. Аналогичные проблемы есть и по школам первого этапа.
Отсутствует анализ актуальности и целесообразности исполнения некоторых пунктов Нацпроекта «Доступный Интернет». Так, по бюджетной программе Минцифры предусматривается реализация проектов ГЧП со скоростью интернета на уровне не менее 20 Мбит/с. При этом по Нацпроекту планируется обеспечивать граждан подключением со скоростью не менее 100 Мбит/с. Такое несоответствие несет риски недостижения запланированных показателей.
Согласно оценке ВАП, определение приоритетности проектов по строительству и реконструкцию республиканских автодорог за счет займов под госгарантию должно осуществляться с учетом оценки прямого и косвенного социально-экономического эффекта. Однако на сегодня такая информация не представляется. Наряду с этим отмечается затягивание сроков реализации уже утвержденных проектов: при средней нормативной продолжительности в 3 года фактически строительство длится по 5-6 лет, — пресс-служба ВАП
В сфере предотвращения и ликвидации ЧС одной из основных проблем является низкое материально-техническое оснащение лесных учреждений и других профильных организаций. В проекте бюджета на 2025–2027 годы предлагается решить вопрос через механизм финансового лизинга. Однако он прямо не урегулирован бюджетным законодательством, что создает риски неправомерного использования бюджетных средств.
В целом по итогам проведенного анализа с охватом 4,6 трлн тенге предлагается: 117 млрд тенге — перераспределить, 12,2 млрд тенге — предусмотреть дополнительно, 3 млрд тенге — оптимизировать.