Претензия №1: некомпетентность судей
Успех любой реформы зависит от кадров. К сожалению, из года в год в судейский корпус попадало немало случайных людей. До 2018 года ежегодно принимали в среднем по 200 судей.
Сейчас Высший судебный совет отбирает по 60-70 человек в год. При этом вакансий в судебном корпусе ― более трехсот.
В ВС отмечают, что новые HR-фильтры, используемые в лучших зарубежных компаниях, закрыли дорогу в судьи слабым юристам. Усилен механизм конкурсного отбора судей. Растет число желающих стать судьей и участвующих в конкурсах. Если раньше сквозь сито конкурса проходил каждый четвертый претендент, то сегодня ― каждый одиннадцатый. По этой причине 12% должностей судей вакантны.
Кроме того, остановлен отток опытных судей. Прежде всего, за счет избавления судей от лишней работы.
С 2019 года запущен новый механизм самоочистки судейского корпуса. За грубые нарушения по конкретным делам и профнепригодность уволены или понижены в должности около 200 судей. Это 9% действующих судей ― втрое больше, чем за прежние десять лет вместе взятые.
Работает Комиссия по качеству правосудия, которая до конца 2022 года оценит порядка 500 судей на профпригодность.
Претензия №2: судьи коррумпированы
Для решения этой проблемы был принят комплекс мер:
За последние 3 года осуждены 16 судей, около 50 ― уволены за дискредитацию высокого статуса судьи.
В ВС отмечают, что присутствует такая закономерность: чем больше оправдательных приговоров по уголовным делам выносится, тем больше судей ловятся на взятках. Но от этого в любом случае выигрывает общество: невиновные оправдываются, коррумпированные судьи ― наказываются. Между тем, число оправдательных приговоров по тяжким преступлениям выросло в семь раз.
Также в рамках комплекса антикоррупционных мер был введен справедливый карьерный рост через прозрачные и строгие конкурсы Высшего судебного совета. Кроме того, суды избавили суды от несвойственных им дел: 20 лет подряд шел рост дел и материалов. На 2018 год пришелся самый пик ― 4,5 млн материалов. А в таком потоке велик риск коррупции.
Еще один антикоррупционный инструмент ― экстерриториальная подсудность. С 1 августа 2022 года дела будут автоматически распределяться не внутри одного суда, а среди судов всей страны с учетом их специализации. Шансов воспользоваться «связями» будет гораздо меньше, значит ― меньше и коррупции.
Претензия №3: суды зависимы
Чтобы исключить зависимость судов от исполнительной власти, был введен новый принцип финансирования судов. С 2023 года судебная система гарантированно будет получать не менее 6,5% от расходов на содержание всего госаппарата. Распределять деньги будет орган судейского самоуправления ― расширенное пленарное заседание ВС.
В облсудах упразднили президиумы, состав которых определяли председатели. Именно президиум из семи судей инициировал наказание коллег, передавая материалы в Судебное жюри. Теперь это решают все судьи облсуда тайным голосованием. Раньше председатели не раз переназначались и находились на должности по 20-30 лет подряд, меняя лишь регионы. Теперь их можно назначать максимум два раза (не более 10 лет). СЖ и Комиссия по резерву, от которых зависит карьера судьи, от Верховного суда переданы в ведение ВСС. Таким образом снимается зависимость судов от своих председателей.
Претензия №4: суды идут на поводу силовых структур
Действительно, когда-то так и было. Но ситуация меняется. Суды стали больше удовлетворять жалоб против следствия: с 2014 по 2017 год ― 28%, в 2018-2021 годах ― 35%.
Если до 2018 года суды каждый год отказывали следствию на содержание под стражей по 5% санкций, то в 2018-2021 годах ― по 12%, за 5 месяцев 2022 года ― 15,6%.
«Ломается» обвинительный уклон судов. Судьи перестали бояться оправдывать за тяжкие, особо тяжкие преступления. Если до 2018 года по тяжким преступлениям ежегодно оправдывали 23 человека, то сейчас ― более 160 (в семь раз больше).
Меняется ситуация и во взаимодействии с Антикором: в 2014-2017 годах у человека не было шансов на оправдание в суде, если он был задержан Антикором до суда на период следствия. Из числа арестованных в ходе следствия ни один не был оправдан. За последние четыре года оправдан 61 человек.
Сейчас доступ к кассационному рассмотрению решает один судья у себя в кабинете без публичного обсуждения. С 1 июля 2022 года передавать или нет уголовное дело в кассацию, будет решать не один судья, а трое. Причем публично и в зале судебного заседания.
Претензия №5: суды защищают интересы госорганов
В прошлые годы в гражданском судопроизводстве 85% споров суды решали в пользу госорганов. Эта проблема была «зарыта» в ГПК, основной принцип которого ― равноправие сторон. Между тем, по таким спорам людям и бизнесу сложно было противостоять госоргану с целым штатом юристов и мощным адмресурсом.
В своем первом Послании глава государства поручил внедрить адмюстицию как особый механизм разрешения споров, нивелирующий это неравенство.
С 1 июля 2021 года заработали адмсуды. Их миссия ― защищать права людей и бизнеса от злоупотреблений госорганов. Это кардинальное новшество в системе госуправления за все годы независимости. За год адмсуды получили 24 тыс. исков. Госорганы проиграли каждое второе дело. Хотя раньше выигрывали 85%.
Адмюстиция сегодня наиболее ярко реализует идею «слышащего государства».
Претензия №6: судебные акты громоздки и непонятны
Людей не интересует ни аномальная нагрузка, ни судейские вакансии, ни их работа допоздна. Им нужен качественный судебный акт.
Раньше судебные акты были огромными, неструктурированными, с множеством непонятных ссылок на законы. Отсутствовала внятная логика и убедительные ответы на аргументы сторон. Не то что подкованному юристу, порой даже судьям ВС было сложно разобраться в таких решениях.
Поэтому в 2019 году были приняли нормативные постановления по судебным актам. Утвердили конкретные требования к их языку, содержанию и структуре, чтобы каждый мог найти там убедительные ответы на свои вопросы. Указали судьям, как писать вводную, описательную, мотивировочную, резолютивную части. Выпустили четыре книги с образцами актов по уголовным, гражданским, административным делам, в том числе на государственном языке.
Было введено правило: судьи должны понятно и убедительно разъяснять, почему приняли то или иное решение.
Претензия №7: в судах слабый сервис
Суды ― это место, которое нужно, прежде всего, людям, участвующим в процессах. Они уже с порога должны чувствовать комфорт и хороший сервис.
Еще недавно треть областных судов располагались в старых и тесных помещениях, не отвечающих современным требованиям правосудия, что создавало сплошные неудобства для посетителей.
В ВС взялись за эту работу вместе с местными властями. За три года были введены 12 новых зданий судов, в том числе три облсуда и девять райсудов. Все они соответствуют признанным стандартам.
На этапе строительства ― еще четыре здания: Алматинского и Туркестанского облсудов, Алматинского и Павлодарского горсудов.
Для улучшения сервиса в 80% судов созданы фронт-офисы. Все они оформлены в едином стиле ― просторные залы с зонами приема документов, самообслуживания, цифровой очередью. На входе располагаются ресепшн и сотрудники, которые помогают людям заполнять документы, составлять иски и дают консультации. Есть отдельные кабинеты медиаторов и адвокатов, а также кабинеты для ознакомления с материалами дела.