И.о. председателя уголовной коллегии ВС Лаура Агыбаева указала, что за 30 лет остался неизменным один из этапов уголовного процесса – главное судебное разбирательство с его обвинительной парадигмой.
Отсутствие острой полемики между прокурором и адвокатом, должного судебного следствия и прений ставят под сомнение справедливость приговоров по таким делам. Отсюда и недоверие к суду.
Чтобы исправить ситуацию предлагается ввести реальную состязательность и качественное судебное разбирательство, оградив судью до процесса от обвинительного настроя следствия и прокурора.
С делом судье лучше знакомиться на ГСР, заранее получив лишь акт обвинения и акт защиты, если того пожелает адвокат. Тогда следствие будет качественнее собирать улики, у прокурора повысится ответственность, а адвокаты будут уверены, что судья их услышит и еще не предопределил решение. Такая модель в интересах попавших в орбиту уголовного процесса. На нее Италия и Эстония перешли 30 и 18 лет назад, там оправдывается около 8% подсудимых, – пресс-служба Верховного суда
Отмечается, что в рамках рабочей группы Сената все госорганы признали: на судебных разбирательствах нет реальной состязательности.
На судебный процесс должен приходить прокурор, который вел уголовное дело с начала следствия и составил обвинительный акт. Предлагается исключить из УПК нормы, обязывающие судью подменять обвинение и восполнять пробелы досудебного следствия.
Спикеры также говорили об обеспечении состязательности на досудебной стадии, о состязательности и равенстве сторон в судебном разбирательстве и о проблемных вопросах.