Суд установил, что управление государственных доходов по Атбасарскому району вынесло уведомление гражданину М. об устранении нарушений, выявленных по результатам камерального контроля, которое признано неисполненным. Налоговый орган вменил истцу получение дохода от прироста стоимости при реализации квартиры, которой он владел менее года.
При этом, гражданин М. данную квартиру не приобретал, а получил взамен своего частного дома, затопленного во время наводнения в Атбасарском районе в 2017 году. Зарегистрировать новое жилье он смог лишь в 2020 году. Суд установил, что М. стал собственником нового жилья не по собственной инициативе, а вследствие стихийного бедствия, взамен утраченного дома.
Согласно п. 1 ст. 341 Налогового кодекса из доходов физического лица, подлежащих налогообложению, исключаются следующие виды доходов в виде возмещения убытков, в связи со стихийным бедствием или другими чрезвычайными обстоятельствами.
Кроме того, согласно свидетельства о праве собственности, квартира признана общим совместным имуществом бывших супругов М., состоявших в браке. После расторжения брака М. передал свою долю супруге.
Поскольку первоначальное жилье ими было приобретено в 2012 году и его утрата произошла из-за ЧС, полученная взамен квартира не может расцениваться как вновь приобретенная. Значит и доход от прироста стоимости при ее реализации не учитывается.
Решением суда административный иск М. к управлению государственных доходов по Атбасарскому району удовлетворен.