В 2007 году репатрианка вместе с родителями, братом и сестрой переехала в Казахстан, на историческую родину. В том же году ее семью поставили в очередь на получение жилья по категории «оралман».
В 2016 году семья получила казахстанское гражданство, в связи с чем их очередь на жилье перенесли в категорию «Пенсионер по возрасту» с 21 декабря 2012 года, когда мать репатриантки вышла на пенсию. Не согласившись с переносом очереди на 2012 год, пенсионерка обжаловала его в суде. Решением суда всю семью восстановили в очереди с даты первой постановки на учет.
В 2019 году строительная компания подарила репатриантке с инвалидностью 2 группы однокомнатную квартиру, где она проживает с четырьмя детьми, один из которых – ребенок с инвалидностью.
Наличие этой квартиры стало причиной того, что репатриантку и ее детей исключили из состава семьи матери-пенсионерки, которой в 2021 году предоставили двухкомнатную квартиру. Вовратившуюся в Казахстан женщину сняли с учета нуждающихся в жилище.
Административный суд признал незаконным решение жилищной комиссии, на ответчика возложили обязанность принять административный акт о восстановлении женщины с детьми в списках нуждающихся в жилище.
Суд руководствовался правовой позицией Конституционного совета о том, что гражданин вправе рассчитывать на государственную жилищную поддержку, даже в случае приобретения другого жилья, при наличии у лица критериев признания нуждаемости в жилище, – пресс-служба Астанинского городского суда
Суд учел, что женщина с детьми относится к социально уязвимым слоям населения по нескольким критериям (лица с инвалидностью 2 группы; семьи, имеющие детей с инвалидностью; многодетные семьи; неполные семьи). В силу ст. 73 закона «О жилищных отношениях» неполная и многодетная семья не могла быть снята с учета.
Суд посчитал несостоятельными доводы ответчика о том, что гражданин (вместе с несовершеннолетними детьми) вправе иметь в населенном пункте только одно жилище из государственного фонда, основанные на наличии в собственности у женщины однокомнатной квартиры.
Квартиру женщине подарил частный застройщик в рамках акции благотворительности. Какого-либо жилища из государственного жилищного фонда она не получала. При этом площадь подаренной квартиры составляет 35,2 кв. м., что не соответствует установленным законом нормативам и не может считаться достаточной для удовлетворения социальной потребности в обеспечении жильем семьи из пяти человек.
Решение суда вступило в законную силу.