Иски о защите избирательных прав рассматриваются по правилам Административного процедурно-процессуального кодекса РК (АППК), с соблюдением всех принципов, заложенных в нем. Исходя из характера защищаемых правоотношений и временных рамок, ограниченных периодом выборов, существует определенная специфика рассмотрения таких споров, одной из которых является установление сокращенных сроков рассмотрения.
Так, иск, поступивший в период подготовки и проведения выборов, а также в течение одного месяца со дня голосования, должен быть рассмотрен в пятидневный срок, а поступивший менее чем за пять дней, в день голосования и до объявления итогов выборов – немедленно. Иск об обжаловании решения избирательной комиссии об отказе во внесении исправлений в списках избирателей (выборщиков) должен быть рассмотрен в день поступления.
Дело рассматривается судом с участием истца, представителя соответствующей избирательной комиссии или государственного органа, органа местного государственного управления и самоуправления, предприятия, организации. Неявка в суд указанных лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не является препятствием для рассмотрения и разрешения административного дела.
По данной категории дела рассматриваются с обязательным участием прокурора. Решение суда, которым иск признан обоснованным, является основанием для восстановления нарушенного избирательного права. На решение суда первой инстанции может быть подана апелляционная жалоба, принесено апелляционное ходатайство прокурором в течение трех дней со дня вручения копии решения. Постановление суда апелляционной инстанции обжалованию и опротестованию не подлежит.
Решение суда, вступившее в законную силу, направляется в соответствующий государственный орган, орган местного государственного управления и самоуправления, предприятие, организацию, председателю избирательной комиссии. Должностные лица, виновные в неисполнении решения суда, несут ответственность, установленную законом.
Напомним, 19 марта 2023 года в Казахстане пройдут выборы депутатов Мажилиса и маслихатов. Выборы будут проходить по-новому. Так, численность мажилисменов этого созыва снизится со 107 до 98, поскольку квота Ассамблеи народа Казахстана из Мажилиса перенесена в Сенат. Избирать 98 депутатов будут по смешанной системе, впервые с 2004 года.
Выборы в маслихаты также пройдут иначе. На уровне области маслихаты будут формироваться на 50% по партийным спискам и на 50% – по одномандатным округам. Впервые на уровне районов маслихаты формируются на 100% из самовыдвиженцев. Прежде избиратели могли голосовать только по партийным спискам.