По информации заместителя председателя комитета Булата Танабергенова наряду с развитием электронной коммерции в сфере электронной торговли отмечается рост на 411% жалоб потребителей, если в 2022 году за 6 месяцев поступило 937 обращений, то за аналогичный период 2023 года эти цифры составили 4795 обращений.
Для усиления защиты прав потребителей в онлайн торговле комитет разработал законопроекты, которые предлагают приравнять интернет-ресурсы к «торговым объектам», также дополняются основные принципы защиты прав потребителей по обязательному обеспечению защиты персональных данных о потребителях, а также недопущения бизнесменами в договорах условий, нарушающих и ущемляющих законные интересы потребителей, наделить владельцев электронных торговых площадок заключать с предпринимателями договора включающие положения по соблюдению требований о защите прав потребителей, что позволит принять меры, в отношении предпринимателей. В настоящее время законопроекты внесли на рассмотрение в Мажилис, – пресс-служба КЗПП
Представители Kaspi-магазина и Ассоциация «Digital Kazakhstan» высказались о заинтересованности защиты прав потребителей их компаниями, и о положительном явлении онлайн торговли на экономику страны.
Наряду с этим Kaspi-магазин на постоянной основе проводит мониторинг поступающих обращений, проводит разъяснительные работы с продавцами и покупателями, а также работают над совершенством процессов по части защиты прав потребителей, усиливаются направления по качеству предлагаемых товаров.
Зачастую Kaspi-магазин выступает регулятором в споре между потребителями и продавцами для оперативного решения жалоб потребителей.
Представитель Wildberries также выразил заинтересованность в работе в данном направлении, отметил, что на сегодняшний день тесно взаимодействует с Комитетом и территориальными департаментами.
Заместитель директора департамента торговли НПП «Атамекен» отметил, что представителям онлайн-торговли необходимо выстроить «правильные» бизнес-процессы для соблюдения действующего законодательства.
Представительница Министерства цифрового развития РК отметила главные аспекты защиты персональных данных, в том числе при совершении торговых операций и проинформировала о законодательных инициативах по усилению ответственности за нарушение требований по защите персональных данных.
По итогам совещания приняли решение о необходимости проработки вопросов оптимального канала взаимодействия для оперативного решения проблемных вопросов потребителей электронными площадками, идентификации юридического адреса Wildberries и совместными усилиями улучшать законодательства сферы защиты прав потребителей по части электронной торговли, а также борьбы с недобросовестными предпринимателями, которые работают в вышеуказанных электронных площадок.