При проверке конституционности оспариваемых положений закона о государственной службе Конституционный суд указал следующее.
В п. 4 ст. 33 Конституции закреплено, что граждане Республики Казахстан имеют равное право на доступ к государственной службе. Требования, предъявляемые к кандидату на должность государственного служащего, обусловливаются только характером должностных обязанностей и устанавливаются законом.
С учетом миссии госслужбы, особого правового статуса госслужащих, специфики стоящих перед ними задач государство вправе определять для граждан правила поступления на госслужбу и ее прохождения, включая требования к кандидатам и соответствующие ограничения, которые могут быть связаны с необходимостью обеспечения эффективности деятельности госаппарата, доверия народа как единственного источника государственной власти и недопущения злоупотребления предоставленными полномочиями.
Конституционный суд считает, что с учетом правовой природы и общих принципов правового регулирования прекращение правоохранительной службы по данному основанию может повлечь негативные общеправовые последствия для гражданина и учитываться при дальнейшем его поступлении на госслужбу. Вместе с тем такие ограничения должны быть взаимно согласованными и отвечать требованиям п. 1 ст. 39 Конституции, – пресс-служба КС
Отличия в подходах к характеру и последствиям отдельных оснований прекращения полномочий в различных сферах приводят к дисбалансу в правовом регулировании и создают условия для нарушения конституционных прав, связанных со свободой труда, свободным выбором рода деятельности и профессии, путем установления ограничений, не отвечающих принципам необходимости, справедливости и соразмерности. Важное значение имеет правильное определение действия нормативных правовых актов во времени и по кругу лиц.
Конституционный суд указал на то, что закон должен соответствовать требованиям юридической точности и предсказуемости последствий, то есть его нормы должны быть сформулированы с достаточной степенью четкости и основаны на понятных критериях, исключающих возможность произвольной интерпретации, – пресс-служба КС
По итогам проверки Конституционный суд признал не соответствующим Конституции пп. 14) п. 3 ст. 16 закона Республики Казахстан «О государственной службе» в части установления во взаимосвязи с пп. 13) п. 1 и п. 3 ст. 80 закона «О правоохранительной службе» бессрочного запрета приема на госслужбу лиц, уволенных с правоохранительной службы за совершение проступка, дискредитирующего правоохранительный орган, в связи с отсутствием соразмерности правового ограничения.