Законы РК в сфере автомобильного транспорта устанавливают, что перевозчик, осуществляющий регулярные автомобильные перевозки пассажиров и багажа, обязан обеспечить безопасность пассажира.
В Департамент по защите прав потребителей СКО поступило обращение от одной из жительниц. Женщина возмутилась отказом кассира автовокзала в продаже ей билета на автобус, который следовал по маршруту от областного центра до одного из сел района. Основанием отказа стало отсутствие билетов на места для сидения автобуса.
Специалисты департамента разъяснили, почему в этой ситуации требования потребителя незаконны. Они отметили, что в первую очередь, перевозчик обязан заботиться о безопасности пассажиров, а не о прибыли.
Автобус, на который хотела купить билет гражданка Ф., осуществляет рейс по маршруту регулярных межрайонных (междугородных внутриобластных) перевозок.
Согласно правилам перевозок пассажир занимает место в автобусе согласно указанному в билете номеру. При перевозке исключается перевозка пассажиров в количестве, превышающем количество мест для сидения автобуса. Также стандартом не допускается оборудование салона автобуса дополнительными элементами конструкции, ограничивающими свободный доступ к аварийным выходам. Например, запрещается ставить стулья в проходе между рядами сидений для дополнительного провоза пассажиров, – руководитель департамента по защите прав потребителей СКО Лазьм Мияшева.
Правила устанавливают, что только на маршрутах регулярных городских (сельских) и пригородных автомобильных перевозок пассажиров и багажа разрешается перевозка пассажиров и наполнение салона автобусов в соответствии с их паспортной вместимостью, установленной предприятием-изготовителем.
То есть в городском или пригородном общественном транспорте можно осуществлять перевозку пассажиров по количеству стоячих и сидячих мест, не превышающей полную паспортную вместимость автобуса, – Лазьм Мияшева
Отказ перевозчика в заключении публичного договора с гражданкой Ф. в этом случае был правомерен. У предпринимателя не было возможности предоставить потребителю соответствующую услугу, т.к. билеты на все сидячие места в автобусе уже были проданы.