В Верховном суде провели анализ судебной практики, выявив, какие из центральных госорганов больше всего спорят в судах с инвесторами, передает корреспондент prosud.kz.
Верховный суд провел анализ судебной практики.
Больше споров к Министерству финансов — 28%, Министерству промышленности и строительства — 24%, Министерству энергетики — 18%, Министерству экологии и природных ресурсов — 9%, — председатель судебной коллегии по административным делам Аслан Тукиев
По его словам, Министерство финансов, которое является лидером споров, проиграли в специализированных межрайонных судах по административным делам 81,4% исков. Наибольшее число исков связаны с отменой решений камерального контроля, сумм возврата НДС, оспариванием результатов проверок.
Мы неоднократно встречались с руководством Минфина. Довели практику. Однако тенденция системности нарушений сохраняется. Органы госдоходов продолжают игнорировать процедуру проведения проверок. К примеру, запросы направляются непосредственно перед закрытием проверки или уже после ее завершения, искажают факты в актах проверки, затягивают сроки, самоустраняются от проведения проверки, не соблюдают процедуры начисления налогов, — Аслан Тукиев
Министерство экологии в свою очередь в подавляющем большинстве подает иски о досрочном прекращении контрактов, взыскании суммы ущерба за сверхнормативные выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух.
По информации Верховного суда, в Минэкологии очень часто не соблюдается порядок проведения проверок, отсутствуют необходимые подписи, не предоставляются в суд доказательства произведенных замеров и так далее.
Если откровенно, то такие действия госоргана не только дискредитируют их, но и в целом нашу инвестиционную привлекательность. Следующие — Министерство энергетики и Минпромышленности. Основные споры это расторжение контракта и отзыв лицензии. За рубежом если истек срок по контракту это пролонгация. У нас даже до истечения срока инвестор не застрахован, — Аслан Тукиев
Он добавил, что два профильных министерства не в должной мере вникают в суть проектов, их экономическую и техническую состоятельность, переложив всю ответственность на суд.
К слову, эти же два министерства также умудряются предъявлять иски без учета истечения срока исковой давности.
К примеру, срок давности истек в 2018 году по предъявлению требований о признании контракта на недропользование и дополнений к нему недействительными. А иск предъявлен в суд лишь в 2023 году. К сожалению, не все госорганы смогли переключиться на новый подход взаимодействия с инвесторами в рамках административной юстиции, — Аслан Тукиев.