О. и М. в период брака приобрели квартиру на основании договора приватизации, сообщает prosud.kz.
В 2013 году супруга составила завещание, которым она определила племяннику свою половинную долю жилищного имущества.
В 2021 году после смерти М. наследнику выдали свидетельство в отношении указанной доли.
Будучи нетрудоспособным супругом умершей, О. обратился в суд с иском к племяннику покойной, настаивая на своем праве на обязательную долю в наследстве, несмотря на волеизъявление наследодателя.
Суд первой инстанции присудил причитающуюся долю истцу в размере ¾, а долю ответчика — ¼ в квартире.
Суд исходил из того, что на момент смерти наследодателя, ее супруг являлся нетрудоспособным в силу достижения пенсионного возраста.
Независимо от содержания завещания, он имеет право на обязательную долю в наследстве. Апелляционная инстанция изменила решение, присудив супругу умершей — 5/8, племяннику — 3/8.
Дело пересмотрели в кассационном порядке. Верховный суд отменил постановление апелляционной инстанции, которым перераспределены доли в наследстве не в пользу истца, и оставил в силе решение суда первой инстанции, — пресс-служба Верховного суда
Кассационная инстанция подтвердила, что в соответствии со ст. 1069 ГК нетрудоспособные супруги имеют право на обязательную долю в наследстве, которая составляет не менее половины от доли, причитающейся при наследовании по закону.
При отсутствии завещания, истец, как переживший супруг, получил бы ½ часть спорной квартиры в качестве наследства по закону.
В решении суда первой инстанции определены окончательные размеры долей сторон, с учетом обязательной доли — половины квартиры.