Суд первой инстанции признал ранее не судимого М.Райымбердиева виновным в незаконном хранении наркотических средств без цели сбыта в крупном размере (ч. 3 ст. 296 УК), незаконном их хранении с целью сбыта и сбыте в особо крупном размере (ч. 2 ст. 297 УК). В совокупности ему назначили 6 лет лишения свободы.
Апелляция оставила это решение без изменения.
Адвокат осужденного обжаловал судебные акты в кассацию, указав, что Райымбердиев не имел умысла на сбыт наркотика, имела место провокация сотрудниками полиции и склонение к совершению незаконных действий через использование ранее неоднократно судимого рецидивиста, полностью зависимого от органов полиции.
В материалах дела отсутствуют заявление условного закупщика о подготовке к совершаемому правонарушению и постановления о проведении оперативного закупа и рассекречивании сведений из оперативно-розыскных мероприятий. Проведение оперативного закупа является самостоятельным мероприятием и не охватывается применением модели поведения, имитирующей преступную деятельность, отсутствует видеофиксация мнимой сделки, совершенной условным покупателем по приобретению наркотика. Все это свидетельствует о недопустимости протоколов оперативно-розыскных мероприятий в качестве доказательств, – пресс-служба Верховного суда
При изучении материалов дела нашли свое подтверждение доводы ходатайства адвоката о существенных нарушениях органом досудебного расследования норм уголовно-процессуального закона в ходе сбора доказательств.
Райымбердиев в ходе досудебного расследования и в судебном следствии отрицал факт сбыта гашиша за 20 тыс. тенге условному покупателю, показывал, как с ним вместе покупают наркотик, иногда тот переводил деньги на счет. В январе 2021 года он через знакомых купил за 40 тыс. тенге гашиш для двоих, условный покупатель отправил 20 тыс. тенге ему на счет, Райымбердиев передал тому половину купленного наркотика.
После выявления этих существенных нарушений норм закона при сборе доказательств вины Райымбердиева, следственные действия по факту сбыта 40,39 гр. гашиша за 20 тыс. тенге Верховный суд признал недопустимыми и их исключили из обвинительного приговора. Верховный суд с учетом этого признал незаконным осуждение Райымбердиева по ч. 2 ст. 297. Дело в этой части прекратили за отсутствием состава уголовного правонарушения. С применением амнистии осужденного освободли из-под стражи немедленно.