Суд первой инстанции в удовлетворении иска отказал. Апелляция изменила решение суда и частично удовлетворила требования истца. Учитывая установление судебным актом нарушения прав истца в отказе ЧСИ возбудить исполнительное производство, пришла к выводу, что незаконными действиями ЧСИ нарушены личные неимущественные блага истца на реализацию своих прав по своевременному исполнению решения суда.
Между тем, данный вывод кассация признала необоснованным.
По требованиям ст. 917 и 951 Гражданского кодекса, обязательства по компенсации морального вреда возникают при: совершении непосредственно против физического лица правонарушения, наличии причинно-следственной связи между правонарушением и вредом, причиненному потерпевшему и установлении вины причинившего вред. Отсутствие любого из них исключает возможность защиты личных неимущественных благ и прав, так как они предполагаются не нарушенными.
Истец не представил доказательств, свидетельствующие о причинении морально-нравственных страданий, наличие причинения их в результате неправомерных действий судоисполнителя. Законодательством не предусмотрено получение компенсации за моральный вред в результате незаконного действия (бездействия) ЧСИ, - пресс-служба Верховного суда РК
Верховный Суд при таких обстоятельствах отметил, что суд первой инстанции правомерно отказал в удовлетворении иска. Его решение оставлено в силе, а постановление апелляции отменено.