Судебный приказ постановлял взыскание половины всех заработков с А. в пользу С. На принудительное исполнение ЧСИ документ поступил 1 сентября 2021 года. Одновременно взыскатель заявил требование об определении задолженности по алиментам, начиная с апреля 2019 года.
ЧСИ определил задолженность в размере более 6 млн тенге. Исполнитель также принял меры обеспечения – он наложил арест на банковские счета должника и запретил распоряжаться имуществом. Должник ознакомился с материалами исполнительного производства, признал задолженность и обязался погасить ее.
Суд первой инстанции удовлетворил иск и отменил постановление ЧСИ. Он пришел к выводу, что взыскание алиментов за прошедший период производится в пределах трехлетнего срока, предшествовавшего предъявлению исполнительного документа. Соответственно, ответчику следовало произвести расчет за период с 1 сентября 2018 года по 1 сентября 2021 года. Апелляция согласилась, что судебный исполнитель не вправе был определять задолженность с апреля 2019 года, поскольку в апреле 2019 года исполнительный документ был возвращен без исполнения и предъявлен на исполнение 1 сентября 2021 года, – пресс-служба Верховного суда
Кассация посчитала выводы местных судов ошибочными. 30 марта 2019 года государственный судоисполнитель по заявлению взыскателя определил задолженность А. по алиментным платежам с марта 2016 года по апрель 2019 года в сумме более 2 млн тенге. Истец не оспаривал, что задолженность по алиментным платежам за вышеуказанный период ответчик не погасил.
В оспариваемом постановлении задолженность по алиментам была определена на основании заявления взыскателя за период с 3 апреля 2019 года по 3 сентября 2021 года (то есть за 2 года 5 месяцев) в пределах трехлетнего срока, с учетом определенной ранее задолженности в размере более 2 млн тенге. Таким образом ЧСИ обоснованно учел непогашенная задолженность. Он не выходил за пределы установленного законом трехлетнего срока.
Удовлетворив иск, и отменив постановление ЧСИ, местные суды не приняли во внимание интересы детей, длительное время не получающих материальное содержание от своего отца, его недобросовестное поведение, уклоняющегося от исполнения своих алиментных обязательств, – пресс-служба Верховного суда
Кассация отменила судебные акты и вынесла решение об отказе в удовлетворении иска должника.