Документ опубликован для обсуждения до 22 июня. Выяснилось, что правовые основы и механизмы установки, изменения и удаления дорожных знаков в законодательстве четко не прописаны.
Как сообщили в Минюсте, на местах сформирована разная правоприменительная практика и имеются случаи установки дорожных знаков без необходимых оснований. Например, в 2022 году было отменено пять решений хокимов районов и городов об установке дорожных знаков
Авторы проекта отмечают, что нехватка дорожных знаков и их несвоевременная установка стали причиной ряда ДТП. Так, в 2022 году по республике зафиксировано 9 902 аварий, из которых в 10,3% случаев причиной стало отсутствие пешеходного перехода, а в 2,2% случаев — отсутствие светофора или дорожных знаков.
Большая часть имеющихся дорожных знаков не отвечает требованиям международных стандартов. Кроме того, на дорогах не хватает 200 тыс. знаков. Также ведомство указывает, что запрещающие знаки устанавливаются без предварительного уведомления участников дорожного движения, что в итоге приводит к совершению правонарушений или совершению дорожно-транспортных происшествий.
Нет условий для обеспечения открытости и прозрачности при установке знаков, а также осуществления действенного общественного контроля. В частности, нет практики ведения реестра дорожных знаков и публикации их дислокации.
В министерстве сослались на мировую практику и отметили необходимость ведения реестра знаков и открытой публикации их дислокации. При этом если знак отсутствует в реестре и его дислокация не указана, то он считается установленным незаконно и не вызывает правовых последствий.
В новом проекте закона предлагается, устанавливать дорожные знаки только по решению председателя Совета министров Каракалпакстана, а также хокимов областей, районов и городов.
Минимум за 20 дней до установки запрещающего дорожного знака предлагается публиковать на сайтах местного органа власти и в СМИ уведомление для общественности с указанием причин принятия такого решения. Служба безопасности дорожного движения МВД должна вести электронный реестр установленных дорожных знаков с публикацией карты их дислокации.
Запрещающие знаки, не внесенные в реестр, не должны приводить к правовым последствиям. В пояснении указывается, что такая практика действует в Норвегии, России, Казахстане, Беларуси и других странах.